18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метаморфозы Мондриана: большая выставка абстракциониста в швейцарском Фонде Бейелера

Посетители на выставке «Эволюция Мондриана». Фото: Mark Niedermann/Fondation Beyeler
Посетители на выставке «Эволюция Мондриана».
Фото: Mark Niedermann/Fondation Beyeler
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В ретроспективе Пита Мондриана, прослеживающей эволюцию стиля художника, участвуют работы из ведущих музеев Нидерландов и других стран, а также из частных коллекций со всего мира

Подготовка ретроспективы Пита Мондриана (1872–1944) заняла три года — именно столько времени понадобилось, чтобы уговорить предоставить работы ведущие музеи Нидерландов и других стран, а также частных коллекционеров со всего мира. В конце концов фонду удалось привезти на выставку «Красное облако» (1907), которое нечасто покидает Гаагу, редкую раннюю картину «Женщина с веретеном» (около 1893) из частной коллекции и «Композицию в черно-белом цвете с двойными линиями» (1934), впервые вернувшуюся на время в Европу из США.

Организаторам удалось почти полностью собрать цикл работ «Ферма близ Дювендрехта» (около 1916), в Базель приехали четыре из пяти изображений этого сюжета. Дювендрехтский цикл очень важен для понимания художественного метода Мондриана. Хотя серия трактуется как опыт возвращения к фигуративному искусству после периода кубизма, которым художник был увлечен в Париже, внимательное изучение нескольких произведений из нее рядом позволяет увидеть, что они по-своему абстрактны и подчеркнуто декоративны: живописная поверхность то распадается на точки, цветовые пятна и плоскости, то вновь складывается в изображение пейзажа.

Посетительница на выставке «Эволюция Мондриана». Фото: Pati Grabowicz
Посетительница на выставке «Эволюция Мондриана».
Фото: Pati Grabowicz

Приуроченная к 150-летию Мондриана, выставка показывает его творчество не «задом наперед», как часто делают кураторы, помещая в центр знаменитые сетки с цветными квадратами, а поступательно, в хронологической последовательности. Такая интерпретация позволяет увидеть, что ранние произведения художника — не просто преамбула к изобретению собственного узнаваемого стиля около 1919 года, но важный этап творческого становления и поисков. А главное, почти три десятилетия работы, предшествующие периоду абстрактных цветных матриц, были очень насыщенными — тут и ранние жанровые произведения 1890-х годов, и сложносоставные картины, полные теософских символов, и кубистские полотна, написанные в Париже после 1911 года.

В экспозиции выделяется несколько сквозных сюжетов и тем вроде изображений ветряных мельниц, песчаных дюн и моря, башен и цветущих деревьев, которые получают разную интерпретацию в произведениях Мондриана в зависимости от времени их создания. Таким образом кураторам удается размыть четкие границы между фигуративным искусством и абстракцией в работах художника, показать его творчество не как поступательное развитие, а как сумму знаний и опыта. Так, предвестников будущих квадратиков и матриц можно увидеть уже в изображениях башни в Домбурге (около 1911) и ветряных мельниц, когда фон состоит из разноцветных геометрических фигур произвольной формы, а извилистые ветки деревьев «Фермы близ Дювендрехта» обнаруживают прямую связь с более ранними изображениями цветущей яблони в духе кубизма (около 1912).

Пит Мондриан. «Ферма близ Дювендрехта». Около 1916. Фото: BPK/The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY
Пит Мондриан. «Ферма близ Дювендрехта». Около 1916.
Фото: BPK/The Art Institute of Chicago/Art Resource, NY

Коллекция самого фонда включает восемь работ Мондриана, в том числе несравненную «Ромбовидную композицию с восемью линиями» и «Красный/Изображение № III» (1938). К выставке было проведено скрупулезное технологическое исследование при финансовой поддержке швейцарской косметической фирмы La Prairie. Его результаты позволяют реконструировать процесс работы над картинами.

Выяснилось, что Мондриан наносил свои знаменитые черные вертикальные и горизонтальные линии не одним решительным мазком, а постепенно, слоями тонкой заливки.  

Фонд Бейелера
«Эволюция Мондриана»
До 9 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+