18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нелегалы в музеях: пять громких интервенций

На днях группа молодых художников ПНИ организовала подпольную выставку «Настройки 2.2.», тайно разместив работы по всему пространству Дома культуры «ГЭС-2». Вспоминаем, на какие выходки шли художники и куда проносили свои работы

«Фотоскульптуры» Харви Стромберга в MoMA (1970-е)

Как и многие хорошие розыгрыши, стикеры Харви Стромберга одновременно и знамениты, и незаметны. В течение нескольких недель он притворялся студентом-искусствоведом, каждый день проводя с блокнотом пару часов в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). Но Стромберг во всех подробностях зарисовывал и фотографировал не картины и скульптуры, а детали интерьера: плитку, выключатели, вентиляционные отверстия, замки и прочее, с тем чтобы потом распечатать изображения в натуральную величину в виде наклеек и потихоньку размещать их поверх прообразов. Так, по штучке за раз, Стромберг смонтировал более 300 наклеек, которые он позже назвал «фотоскульптурами», или обманками, тромплёй (от фр. trompe-l’œil — «обман зрения»). Многие художники, в том числе Бэнкси, прибегали к размещению несанкционированных произведений в престижных музеях, но ни одному из них не удалось достичь такого успеха в сроках их пребывания на месте, как Стромбергу. Некоторые из его реалистичных наклеек находились в музее более двух лет и, возможно, остались бы и по сию пору, если бы автор не раскрыл свой проект.

Одна из «фотоскульптур» Харви Стромберга в MoMA. Фото: MoMA
Одна из «фотоскульптур» Харви Стромберга в MoMA.
Фото: MoMA
«Музей закрыт на замок» Антона Литвина в ГМИИ им. Пушкина (2001)

Свою акцию Антон Литвин провел не в музее, но около. В сентябре 2001 года он опутал цепью ворота Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, повесил амбарный замок и сопроводил все табличкой с надписью «Музей закрыт на замок». Растерянные посетители не могли попасть на выставку, в замешательстве пытались обойти препятствие, чем привлекли внимание милиции.

Антон Литвин. Акция «Музей закрыт на замок». 13 сентября 2001 года. Фото: Александр Антонов
Антон Литвин. Акция «Музей закрыт на замок». 13 сентября 2001 года.
Фото: Александр Антонов
«Пекхэмский камень», крыса и другие пранки Бэнкси (2003–2005)

Британский уличный художник Бэнкси не единожды вторгался в музеи, в начале 2000-х акции следовали буквально одна за другой. Так, 17 октября 2003 года он прошел в Галерею Тейт под видом пенсионера и прикрепил одно из своих творений рядом с пейзажем XIX века. Оно называлось «Crimewatch UK разрушило представления о сельской местности для всех нас» (Crimewatch UK — английское шоу о преступлениях) и представляло собой безмятежный пейзаж, перечеркнутый сине-белой полицейской лентой. Незамеченной работа оставалась ровно до тех пор, пока не отклеилась и не рухнула на пол. Уже в 2004 году Бэнкси повторил выходку, но на этот раз в Лувре. Он поместил в музей пародию на «Мону Лизу». Вместо лица у этой карикатуры был смайлик. Позже картина была продана за более чем £56 тыс. на Sotheby’s. Интервенции Бэнкси проворачивал и со скульптурами. Он проник в лондонский Музей естествознания и принес с собой работу «Бэнксус Воинственнус Крысус» — чучело крысы с рюкзаком на спине и надписью “Our time will come” — «Наше время придет». Эти работы было обнаружить легко, но художник пошел дальше и следующий объект — «Пекхэмский камень» (Peckham Rock), стилизованный под горную породу с наскальным рисунком кусок цемента — сделал максимально нейтральным по отношению к экспозиции Британского музея. Его он сопроводил экспликацией и поместил в зал Римской Британии, где работа находилась около трех дней, прежде чем изображенный на камне человек с тележкой из супермаркета привлек внимание музейщиков. Потом «Пекхэмский камень» показывали на выставке, однако первой работой уличного художника, официально получившей статус экспоната Британского музея, стала Di-face Tenner — копия десятифунтовой банкноты, на которой вместо королевы Елизаветы II красуется принцесса Диана.

Бэнкси. «Бэнксус Воинственнус Крысус». 2004. Фото: Banksy/Sotheby's
Бэнкси. «Бэнксус Воинственнус Крысус». 2004.
Фото: Banksy/Sotheby's
«Привет, мы из интернета» MoMAR в MoMA (2018)

Арт-объединение MoMAR реализовало проект «Привет, мы из интернета» в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), в зале Джексона Поллока. Зрители на вернисаже и после могли скачать специальное приложение, трансформирующее абстрактные произведения Поллока в дополненной реальности. Авторы признались, что идея их проста: к искусству могут быть причастны все желающие, а не только элита. Несмотря на несанкционированность проекта, служба безопасности музея никак не препятствовала интервенции MoMAR.

Арт-объединение MoMAR. «Привет, мы из интернета». Фото: MoMAR
Арт-объединение MoMAR. «Привет, мы из интернета».
Фото: MoMAR
«Настройки 2.2.» художественной группы ПНИ в Доме культуры «ГЭС-2» (2022)

Виновники последнего торжества несанкционированной интервенции в Москве — группа художников ПНИ, разместившая работы в пространстве Дома культуры «ГЭС-2», где сейчас проходит выставка «Настройки-2». «Настройки 2.2.» — это, как описывают его инициаторы, «трансмедиальный проект, ключевой задачей которого было введение зрителя в особый режим восприятия современности: режим поиска». Работы, созданные в разных техниках — от живописи до ленд-арта, были расположены по всему пространству дома культуры. Одна художница выбрила на газоне в роще несколько рисунков, имитирующих фрагмент картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве», другая разместила трафареты в виде черепов и костей под решеткой напольной вентиляции, а навигационный буклет с кураторским текстом повторял дизайн официального буклета выставки «Настройки-2». Когда подмену заметили, выставку-интервенцию демонтировали. Хотя, как показывает опыт, подобные нелегальные произведения могут в дальнейшем оказаться в музейной коллекции в статусе шедевра современного искусства.

Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.». Фото: ПНИ
Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.».
Фото: ПНИ
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+