Центр искусства и культуры чикано (популярный в Мексике и США «народный» художественный стиль, изначально распространенный в криминальной среде) открылся 18 июня в калифорнийском городе Риверсайд. Новая институция создана по инициативе и на средства знаменитого киноактера Чича Марина, потратившего на ее устройство $13,3 млн. Здание, где прежде располагалась местная публичная библиотека, было переделано под музейные задачи архитекторами компании Page & Turnbull и дизайнерским бюро WHY. Этот музей иногда называют просто «Чич».
Открылся он выставкой «Коллидоскоп» — ретроспективой творчества братьев Эйнара и Джеймекса де ла Торре, уроженцев Гвадалахары, живущих в Сан-Диего. Их монументальная инсталляция стала первой работой, сделанной по заказу нового музея. Если присмотреться к ней внимательно, можно увидеть улыбающееся лицо Чича Марина, прячущееся в калейдоскопическом коллаже: автомобили с низкой посадкой, ветряные турбины и цветы, которыми расписана инсталляция. Это оммаж актеру, коллекционеру, известному защитнику искусства и культуры чикано, чья коллекция из 500 экспонатов стала основой музейного собрания.
«Я слежу за Эйнаром и Джеймексом почти с самого начала их карьеры в мире искусства», — говорит Марин. Уже довольно давно он приобрел несколько их ранних стеклянных скульптур и предметов, которые описывает как «чикано рококо», и с тех пор не оставляет творчество этого тандема своим вниманием. В доме коллекционера висит произведение братьев де ла Торре под названием «Восторг». «Гости перед ним останавливаются», — говорит Марин.
Не менее примечательна и другая работа братьев — установленная при входе в музей восьмиметровая статуя ацтекской богини земли Коатликуэ. Скульптура вдохновлена историей и географией Внутренней Империи, промышленного и сельскохозяйственного района, расположенного к востоку от Лос-Анджелеса. Риверсайд — крупнейший город в этой местности. Функция инсталляции — не только украшать музей, но и служить предупреждением о климатическом кризисе. «Мы видим, как Коатликуэ призывает нас вести простую жизнь, потреблять меньше ресурсов и в конечном итоге существовать в гармонии с природой, — говорит Джеймекс де ла Торре. — Нам кажется, что технологии — единственный выход из катастрофы, вызванной глобальным потеплением».
Выставка организована в партнерстве с Национальным музеем латиноамериканцев при Смитсоновском институте. Этот музей все еще строится в Вашингтоне; идея его создания впервые прозвучала 30 лет назад, а откроется он как минимум лет через 10. А вот проект музея «Чич» был реализован всего за пять лет. «Все, с кем я общаюсь в музейном мире, говорят: „Ребята, вы двигаетесь с невероятной скоростью“», — рассказывает Марин.