В выставку «Ван Гог. Поэты и любовники», которая будет идти в лондонской Национальной галерее с октября 2024 года по январь 2025 года, войдут работы, созданные художником на юге Франции, где он жил сначала в Арле (с февраля 1888 года по май 1889 года), а затем в больнице для душевнобольных на окраине Сен-Реми-де-Прованс (с мая 1889 года по май 1890 года). Именно здесь Винсент ван Гог написал самые знаменитые работы.
Неожиданным может показаться предварительный выбор подзаголовка выставки — «Поэты и любовники».
Эту двойную тему вводит ряд картин и рисунков, изображающих городской сад Арля. Он располагался прямо напротив Желтого дома на площади Ламартин, который ван Гог арендовал под мастерскую. Большая часть этих работ создана ранней осенью 1888-го, незадолго до приезда в Арль Поля Гогена. В их числе картина «Вход в городской сад в Арле» (октябрь 1888, Коллекция Филлипс, Вашингтон). Мужчина с газетой на первом плане изображен в любимой соломенной шляпе художника, что дает основания предполагать, что это, возможно, автопортрет.
Сняв Желтый дом в мае, Винсент писал брату Тео: «Что замечательно в этой мастерской, так это сад напротив». В другой раз он описывал сестре Вил вид из своего окна, открывающийся «на сад, откуда по утрам можно наблюдать восход солнца». Вскоре ван Гог начал называть этот городской оазис «садом поэта».
Знаток литературы, он восхищался поэтами Раннего Возрождения. Из современников очень ценил творчество Альфонса Доде, поэта и романиста, который провел часть жизни в Провансе. Ван Гог писан Гогену: «В самом обычном общественном саду есть деревья и кустарники, заставляющие грезить о пейзажах, в которых легко вообразить Боттичелли, Джотто, Петрарку, Данте и Боккаччо».
Ван Гог даже называл отдельных коллег по художественному цеху «поэтами», используя это слово в расширительном смысле, чтобы обозначить их творческий темперамент. Портрету бельгийского художника Эжена Боша он дал название «Поэт» (сентябрь 1888, Музей Орсе, Париж). Этим же титулом он наградил и Гогена, назвав его в одном из писем «новым поэтом».
А почему на картинах ван Гога появляются любовники? Мы можем только предполагать, но не исключено, что он тосковал и испытывал зависть при виде парочек, прогуливающихся по городу. На картине «Городской сад с прогуливающейся парой» («Сад поэта») (октябрь 1888, частное собрание) мы видим, по словам самого художника, «фигуры двух любовников». Мужчина в синем и в соломенной шляпе — это, вероятно, тоже автопортрет ван Гог, он представил себя гуляющим со спутницей неподалеку от дома.
Национальная галерея уже договорилась с Чикагским институтом искусств, что на выставку приедет большой рисунок, изображающий городской сад Арля и созданный всего за пять дней до того, как ван Гог уехал из города в больницу для душевнобольных. Третьего мая 1889 года он писал Тео: «Сегодня я изготовил один из тех рисунков, которые чересчур мрачны и меланхоличны для весны». Рисунок «Плакучее дерево» (май 1889) никогда прежде не экспонировался в Великобритании. Безлюдный пейзаж производит впечатление скорее загородного парка, чем городского пространства. Хотя в центре композиции изображена ива, ван Гог дал работе название «Плакучее дерево», что, вероятно, отражает его настроение накануне отъезда.
В интерпретации ван Гога городской сад Арля кажется умиротворяющим и спокойным местом. Однако в действительности площадь Ламартин находилась в шумной и отнюдь не самой благополучной части города.
Она располагалась между железнодорожным вокзалом и «улицей добросердечных девиц» (так ван Гог называл «квартал красных фонарей»), по соседству с несколькими кафе и отделением полиции. К сожалению, к началу ХХ века городской сад заасфальтировали. Сегодня большую часть территории бывшего «сада поэта» занимают шумная круговая развязка и парковка между супермаркетом и современным зданием школы. По счастью, две стороны площади Ламартин практически не изменились со времен ван Гога: это набережная реки Роны и остатки римского вала.
Городской сад — лишь одна из полудюжины тем, вокруг которых будет строиться выставка в Национальной галерее, в их числе также пейзаж (будет включать произведения, по большей части написанные в Арле и Сен-Реми) и цветочный натюрморт (в центре раздела будет картина «Подсолнухи»). Выставку курируют эксперт по искусству XIX века из Национальной галереи Крис Риопель и независимый специалист по ван Гогу Корнелия Хомбург. Представители музея называют готовящуюся экспозицию «самой захватывающей в истории» выставкой ван Гога. Оправдать такие высокие ожидания будет непросто, но кураторы уверяют, что отобрали только лучшие работы.