Во Всероссийском НИИ лесной генетики, селекции и биотехнологии (ВНИИЛГИСбиотех) в Воронеже проводят процесс клонирования — возрождения черешчатого дуба, известного как «Тургеневский». Молодые растения-копии уже успешно развиваются в лабораторных условиях и ждут пересадки в грунт.
Двухвековой дуб в Государственном музее-заповеднике И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» был достопримечательностью места еще при жизни писателя. Он подростком пересадил молодой дубок с опушки леса в усадьбу, а незадолго перед смертью писал поэту Якову Полонскому — просил поклониться родине и дубу. Этот дуб был более реальным свидетельством жизни писателя, чем существующая ныне усадьба (она восстановлена после пожара 1906 года, уничтожившего подлинный дом, где были написаны «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети»). А уж если добавить к этому истории про Диану, любимую борзую Тургенева, похороненную под деревом (кости действительно нашли при прокладке дренажа), про холода зимы 1941 года, когда на стволе образовалась трещина-морозобоина, позже неудачно заделанная цементом, то становится понятно, что дуб сотрудниками музея воспринимался как живое существо.
В 2014 году он был включен в национальный реестр старовозрастных деревьев России. К этому моменту дуб достиг 30 м в высоту и диаметра 4,5 м. В 2021-м прошло полное обследование дерева, подтвердившее его возраст — ему было 198 лет. Дубу присвоили статус памятника живой природы, тогда же он занял первое место в конкурсе «Российское дерево года — 2021», победив Шаляпинскую ель в Ставропольском крае и Ясень-великан в Брянске. Однако 30 ноября 2021 года дуб, вместе с еще 40 деревьями парка в Спасском-Лутовинове, не выдержал штормового ветра и упал.
Сотрудники воронежского Центра лесных биотехнологий сразу же предложили попробовать спасти дуб методом клонального микроразмножения — именно этот, Тургеневский, уникальный (молодые деревья из его желудей уже не раз высаживались и растут в парке). Несмотря на футуристичность названия, метод уже неоднократно и успешно применялся в НИИ, например для размножения карельской березы с самой красивой и качественной древесиной. В институте проектом занялись Михаил Чугреев и Оксана Гусева — при горячей поддержке сотрудников музея.
С упавшего дерева было отобрано полтора десятка веток молодой стволовой поросли разной длины. Часть их отложили на хранение в специальный холодильник на стратификацию (стимулирование процессов роста), другую часть поставили на выгонку — для получения зеленых побегов. Третью часть Оксана Гусева сразу ввела в культуру. Для такого размножения обычно берут молодые деревья в период вегетации, а тут 200-летний дуб и зима. В процессе жизни дерево накапливает фенольные соединения и внутренние инфекции, которые затрудняют получение жизнеспособных культур. Причем исходный материал был взят во время периода покоя дерева (начало декабря), что тоже могло повлиять негативно. Тем не менее за прошедшее с декабря время практически все отобранные ветки образовали молодые побеги. Сейчас они культивируются в лабораторных условиях на твердой питательной среде. Далее предстоят этапы доращивания полученных побегов, их микрочеренкования и укоренения с последующей адаптацией в теплице.
«Общее время работы с момента взятия материала до высадки в теплицу варьирует от нескольких месяцев до одного года — в зависимости от вида и возраста дерева, а также от сроков взятия исходного материала. В ситуации с Тургеневским дубом особое внимание мы уделяем оптимизации этапов микрочеренкования и укоренения. Однако время до высадки саженцев в открытый грунт четко обозначить пока нельзя, — подчеркнул врио директора ВНИИЛГИСбиотех Олег Корчагин. — Впереди очень сложная работа с непредсказуемыми, как всегда бывает в науке, результатами, но мы постараемся довести микрочеренки до открытого грунта… и тогда будет Тургеневский дуб. Не его ребенок, а именно тот самый дуб, только в другой возрастной категории».