18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Танцы осьминогов в фотографиях и фильмах Жана Пенлеве

Жан Пенлеве. «Осьминог». 1928. Фото: Les Documents Cinématographiques/Archives Jean Painlevé
Жан Пенлеве. «Осьминог». 1928.
Фото: Les Documents Cinématographiques/Archives Jean Painlevé
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

В недавно отреставрированном Зале для игры в мяч в Париже проходит выставка «Ногами в воде» Жана Пенлеве, выдающегося кинорежиссера и фотографа, посвятившего себя изучению существ подводного мира: осьминогов, крабов, морских коньков

Осьминоги скользят по морскому дну, крабы танцуют балет среди водорослей, морские коньки переплетаются в подводных течениях. Это мир Жана Пенлеве (1902–1989), кинорежиссера и фотографа, чьи выдающиеся короткометражки и снимки, большинство которых посвящено подводным моллюскам и рако­образным, сейчас выставлены в Париже. Ранние связи с сюрреалистами в 1920–1930-х годах, а также звание пионера экологического сознания обеспечили интерес к его работам. «Все дело в том, как он изменил масштаб, — говорит Пиа Вьювинг, куратор выставки. — Он взял этих обычных рако­образных и рассмотрел их вблизи, а потом через микроскоп. Он создал глубину, которая уводит вас дальше и дальше — в абстрактный мир».

Жан Пенлеве. «Морской конек в водорослях». Около 1934. Фото: Les Documents Cinématographiques/Archives Jean Painlevé
Жан Пенлеве. «Морской конек в водорослях». Около 1934.
Фото: Les Documents Cinématographiques/Archives Jean Painlevé

Именно способность Пенлеве всмотреться в этих мелких существ и увидеть странные, потусторонние образы привлекла к нему внимание сюрреалистов. Он сделал ряд кадров для короткометражного фильма Ман Рэя 1928 года «Морская звезда». Однако, по словам куратора, Жан Пенлеве чувствовал, что у него с художниками-сюрреалистами на самом деле мало общего. Гораздо важнее место Пенлеве в развитии науки и научпопа — в эпоху, когда кино воспринималось низким, народным жанром. Он изучал зоологию в Сорбонне, трудился в исследовательском центре морской биологии в Роскофе в Бретани.

Зал для игры в мяч, Национальная галерея Же-де-Пом
«Жан Пенлеве. Ногами в воде»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+