Осьминоги скользят по морскому дну, крабы танцуют балет среди водорослей, морские коньки переплетаются в подводных течениях. Это мир Жана Пенлеве (1902–1989), кинорежиссера и фотографа, чьи выдающиеся короткометражки и снимки, большинство которых посвящено подводным моллюскам и ракообразным, сейчас выставлены в Париже. Ранние связи с сюрреалистами в 1920–1930-х годах, а также звание пионера экологического сознания обеспечили интерес к его работам. «Все дело в том, как он изменил масштаб, — говорит Пиа Вьювинг, куратор выставки. — Он взял этих обычных ракообразных и рассмотрел их вблизи, а потом через микроскоп. Он создал глубину, которая уводит вас дальше и дальше — в абстрактный мир».
Именно способность Пенлеве всмотреться в этих мелких существ и увидеть странные, потусторонние образы привлекла к нему внимание сюрреалистов. Он сделал ряд кадров для короткометражного фильма Ман Рэя 1928 года «Морская звезда». Однако, по словам куратора, Жан Пенлеве чувствовал, что у него с художниками-сюрреалистами на самом деле мало общего. Гораздо важнее место Пенлеве в развитии науки и научпопа — в эпоху, когда кино воспринималось низким, народным жанром. Он изучал зоологию в Сорбонне, трудился в исследовательском центре морской биологии в Роскофе в Бретани.
Зал для игры в мяч, Национальная галерея Же-де-Пом
«Жан Пенлеве. Ногами в воде»
До 18 сентября