Определение, что такое музей, существенно изменилось впервые за полвека. Это произошло после открытого голосования членов Международного совета музеев (ICOM — ИКОМ) в Праге 24 августа. Во внеочередной генеральной ассамблее ИКОМ участвовали представители более 500 музеев со всего мира (российская делегация принимала участие онлайн); 92% из них проголосовали за новые признаки, описывающие музей, среди которых впервые появились слова «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика».
Новая формулировка звучит так: «Музей — это некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями».
Альберто Гарланди, президент ИКОМ, подчеркнул: «Нас заставили измениться. Я думаю, что это решение улучшит положение музеев во всем мире». Формулировка будет принята ЮНЕСКО и поможет определить, могут ли частные галереи и другие художественные учреждения по всему миру официально называть себя музеями.
Новое определение было принято после нескольких лет споров. В 2019 году на последней конференции ИКОМ в Киото консенсус не был достигнут и до голосования не дошло. Самыми проблемными в предложенной тогда формулировке были строки о том, что музеи — это «пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего, которые работают во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты».
В итоге продолжало действовать описание главных признаков музея, созданное в 1970-х годах и немного измененное в 2007 году, где говорится, что музеи — это некоммерческие институции, которые «служат делу общества» и занимаются «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения».
«Старое определение не отражало реального состояния дел в музеях мира», — сказал Бруно Брюлон, сопредседатель ICOM Define, комитета по дефиниции. Он признал, что новое определение стало результатом переговоров: «Был достигнут компромисс. Нам пришлось выслушать людей с очень разными точками зрения. Некоторые думают, что такой термин, как репатриация, является слишком политизированным. Но новое определение, я думаю, очень прогрессивное утверждение».
В только что принятой формулировке отсутствуют такие слова, как «деколонизация», «репатриация» и «реституция», которые являются ключевыми для многих музеев в развивающихся странах. Поэтому ряд спикеров, в том числе представители национальных комитетов ИКОМ, заявил, что, по их мнению, новое определение, напротив, недостаточно прогрессивно и, возможно, является результатом чрезмерного компромисса с консервативным крылом музейного сообщества. «Честно говоря, для меня оно не слишком прогрессивно, — заметил в ходе дебатов Инкьюнг Чанг, директор-основатель Музея железа в корейском Сеуле и вице-президент ICOM Korea, — но мы должны найти общий язык. Теперь любой музей может взять это определение и интерпретировать его. Может быть, само оно недостаточно сильно, но оно дает вам возможность делать сильные вещи в своем музее».
Мутони Тангва, директор по развитию Национальных музеев Кении и спикер международного комитета ИКОМ, отметила, что в новое определение не включен термин «деакцессия» — процесс, когда произведение искусства или артефакт навсегда удаляется из музейной коллекции, часто для того, чтобы вернуться на место происхождения. Она подчеркнула, что передача артефактов некогда колонизированным, а теперь независимым нациям происходит во всем мире, но ИКОМ не признал ее должным образом. «Мы сидим здесь и обсуждаем, каким должен и каким может быть музей, но сама жизнь и активистское движение в мире уже создали новый музей. Он уже существует. Это наше будущее», — считает она. В подтверждение Тангва привела недавние примеры реституции, касающиеся Британского музея в Великобритании, Форума Гумбольдта в Германии и Смитсоновского института в США.
Разработка нового определения — это результат крупнейшего проекта в истории организации. Представители музеев из 126 национальных комитетов ИКОМ, среди которых и российский, объединяющие более 50 тыс. членов, общались с комитетом ICOM Define в течение полутора лет и в ходе четырех раундов консультаций, в том числе с музеями Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Детали того, как внедрять в жизнь новое определение, предстоит проработать на предстоящей очередной генеральной ассамблее ИКОМ.
Она пройдет под руководством нового президента Эммы Нарди, которая останется в этой должности до 2025 года.