18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Принято новое определение понятия «музей»

Музей региона Ватерлоо, Китченер, Канада. Фото: Waterloo Region Museum
Музей региона Ватерлоо, Китченер, Канада.
Фото: Waterloo Region Museum

Определение 50-летней давности было пересмотрено на конференции Международного совета музеев (ИКОМ) в Праге. Оно впервые включает такие термины, как «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика»

Определение, что такое музей, существенно изменилось впервые за полвека. Это произошло после открытого голосования членов Международного совета музеев (ICOM — ИКОМ) в Праге 24 августа. Во внеочередной генеральной ассамблее ИКОМ участвовали представители более 500 музеев со всего мира (российская делегация принимала участие онлайн); 92% из них проголосовали за новые признаки, описывающие музей, среди которых впервые появились слова «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика».

Новая формулировка звучит так: «Музей — это некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями».

Альберто Гарланди, президент ИКОМ, подчеркнул: «Нас заставили измениться. Я думаю, что это решение улучшит положение музеев во всем мире». Формулировка будет принята ЮНЕСКО и поможет определить, могут ли частные галереи и другие художественные учреждения по всему миру официально называть себя музеями.

Новое определение было принято после нескольких лет споров. В 2019 году на последней конференции ИКОМ в Киото консенсус не был достигнут и до голосования не дошло. Самыми проблемными в предложенной тогда формулировке были строки о том, что музеи — это «пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего, которые работают во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты».

В итоге продолжало действовать описание главных признаков музея, созданное в 1970-х годах и немного измененное в 2007 году, где говорится, что музеи — это некоммерческие институции, которые «служат делу общества» и занимаются «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения».

«Старое определение не отражало реального состояния дел в музеях мира», — сказал Бруно Брюлон, сопредседатель ICOM Define, комитета по дефиниции. Он признал, что новое определение стало результатом переговоров: «Был достигнут компромисс. Нам пришлось выслушать людей с очень разными точками зрения. Некоторые думают, что такой термин, как репатриация, является слишком политизированным. Но новое определение, я думаю, очень прогрессивное утверждение».

В только что принятой формулировке отсутствуют такие слова, как «деколонизация», «репатриация» и «реституция», которые являются ключевыми для многих музеев в развивающихся странах. Поэтому ряд спикеров, в том числе представители национальных комитетов ИКОМ, заявил, что, по их мнению, новое определение, напротив, недостаточно прогрессивно и, возможно, является результатом чрезмерного компромисса с консервативным крылом музейного сообщества. «Честно говоря, для меня оно не слишком прогрессивно, — заметил в ходе дебатов Инкьюнг Чанг, директор-основатель Музея железа в корейском Сеуле и вице-президент ICOM Korea, — но мы должны найти общий язык. Теперь любой музей может взять это определение и интерпретировать его. Может быть, само оно недостаточно сильно, но оно дает вам возможность делать сильные вещи в своем музее».

Мутони Тангва, директор по развитию Национальных музеев Кении и спикер международного комитета ИКОМ, отметила, что в новое определение не включен термин «деакцессия» — процесс, когда произведение искусства или артефакт навсегда удаляется из музейной коллекции, часто для того, чтобы вернуться на место происхождения. Она подчеркнула, что передача артефактов некогда колонизированным, а теперь независимым нациям происходит во всем мире, но ИКОМ не признал ее должным образом. «Мы сидим здесь и обсуждаем, каким должен и каким может быть музей, но сама жизнь и активистское движение в мире уже создали новый музей. Он уже существует. Это наше будущее», — считает она. В подтверждение Тангва привела недавние примеры реституции, касающиеся Британского музея в Великобритании, Форума Гумбольдта в Германии и Смитсоновского института в США.

Разработка нового определения — это результат крупнейшего проекта в истории организации. Представители музеев из 126 национальных комитетов ИКОМ, среди которых и российский, объединяющие более 50 тыс. членов, общались с комитетом ICOM Define в течение полутора лет и в ходе четырех раундов консультаций, в том числе с музеями Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Детали того, как внедрять в жизнь новое определение, предстоит проработать на предстоящей очередной генеральной ассамблее ИКОМ.

Она пройдет под руководством нового президента Эммы Нарди, которая останется в этой должности до 2025 года.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+