Реставраторы приступили к работам по возвращению интерьерам личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца прежнего облика. Сейчас при поддержке ПАО «Газпром» специалисты воссоздают утраченную отделку Китайского и Купольного залов, Синего, Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской и Туалетной комнат.
Начало работ было анонсировано больше трех лет назад: тогда специалисты музея-заповедника планировали завершить работы в течение пяти лет.
Две года пандемии и геополитическая обстановка последнего времени внесли свои коррективы в эти планы, но реставраторы за эти годы уже выполнили значительную часть отделочных работ.
«Это для нас знаковая работа, ведь более 80 лет эти комнаты и залы были полностью разрушены, а декоративная отделка либо разбита, либо разграблена, — рассказала Наталья Кудрявцева, заместитель директора «Царского Села» по реставрации. — Только благодаря участию „Газпрома“ нам удалось приступить к работе, сейчас уже большая часть элементов декоративного оформления комнат готова, и мы приступили к их монтажу».
Флигель, названный именем одного из фаворитов императрицы, был пристроен к Екатерининскому дворцу в последние годы XVIII века по проекту Юрия Фельтена. Оформлением помещений второго этажа занимались Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века часть Зубовского флигеля перестроили по проекту Ипполита Монигетти. До начала Великой Отечественной войны интерьеры сохранялись в своем подлинном виде, но война их практически уничтожила. Часть декора погибла при обстрелах и в пожаре, часть была вывезена оккупантами, небольшое количество сохранившихся фрагментов отделки было передано в фонды музея. Только в начале 2000-х годов реставраторы вернули личным покоям Екатерины первоначальную планировку. С тех пор их использовали для временных выставок.
Теперь появилась надежда увидеть эти роскошные апартаменты такими, какими они были задуманы.
Особенность этих залов и комнат в том, что ни один интерьер не повторяет другой. Овальный зал сделан в виде античной ротонды: колонны по периметру декорированы порфиром, купол украшен живописью и рельефами на мифологические сюжеты. Стены Синего кабинета были оформлены пластинами лазурита, стены и потолки Серебряного и Зеркального кабинетов декорированы различного рода стеклом, керамикой, золочеными изображениями геральдических символов. Потолок Китайского зала был закрыт живописными полотнами, стены — от потолка до пола — покрывали лаковые панно, выполненные в Китае по технологиям, известным со Средних веков. Часть этих панно была сделана в технике коромандельского лака, часть — в технике золотого лака.
«Работы очень сложные, многоплановые, мы одновременно работаем сразу в восьми залах, — рассказал Борис Игдалов, руководитель Царскосельской янтарной мастерской, проектной и подрядной организации, выполняющей реставрацию и реконструкцию Зубовского флигеля. — Нам пришлось работать с совершенно разными видами отделки: стеклом, керамикой, деревом, паркетом, камнем, живописью. В реставрации вообще нет ничего простого, но реставраторы имеют предмет реставрации, а тут почти полное воссоздание, мало что осталось подлинного, и аналогов очень немного. Мы постоянно обсуждаем все детали, у нас каждую неделю по два-три совета проходит, так что говорить о сроках завершения пока не приходится».
Как рассказала Наталья Кудрявцева, особые трудности возникли с воссозданием Китайского зала. Изначально его стены украшали 172 композиции, выполненные в различных техниках. В годы войны во время пожаров деревянные, покрытые лаком панно сгорели без следа. В распоряжении специалистов оказались лишь многочисленные изображения: фотографии, акварели, монотипии, выполненные в конце XIX — начале XX века.
По проекту предполагалось, что лаковые панно выполнят китайские мастера. Но китайские партнеры попросили у заказчиков подробно прорисованные сюжеты и композиции, а их у российских специалистов не оказалось — на старых фотографиях и акварелях, которые дают лишь общее представление об интерьерах, такие детали не рассмотреть.
«У нас очень много времени уходит на разработку и согласование каждого сюжета – и для настенных панно, и для живописного плафона, — рассказала Наталья Кудрявцева. — Поэтому сейчас работы над оформлением Китайского зала несколько замедлились». По ее словам, сюжеты шинуазри разрабатывают для Китайского зала учащиеся и преподаватели петербургской Академии художеств. Сюжеты для живописного плафона уже утверждены, сейчас художники расписывают полотна. А вот сюжеты для настенных лаковых панелей еще находятся в стадии разработки. Специалисты музея-заповедника и янтарной мастерской ведут переговоры с китайскими партнерами о помощи в воссоздании этих композиций. Две пробные панели — в технике коромандельского лака и золотого лака — уже выполнены.