Нынешней весной Ашшур вновь открылся для посещения, и на приуроченных к этому событию торжествах местные жители пели и танцевали в традиционных костюмах. Многие из них ранее были вынуждены покинуть свои дома и бежать от наступавших войск ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — TANR). Торжества напоминали весенние процессии, проходившие в городе тысячи лет назад. Но сразу же после возрождения Ашшур столкнулся с новой угрозой.
Древний город был возведен на берегу реки Тигр на территории современного Ирака более 5 тыс. лет назад и долгое время являлся столицей огромной Ассирийской империи. Город считался физическим воплощением одноименного божества, представленного в ассирийской иконографии в виде вооруженного воина в диске крылатого солнца. Храм Ашшура дошел до наших дней, сегодня это постепенно разрушающийся 26-метровый зиккурат. Когда-то он был вдвое выше, его покрывали железо и свинец, украшали кристаллы.
Город дважды разрушали — сначала вавилонское войско за 600 лет до рождения Иисуса Христа, а затем формирования ИГИЛ в 2015 году. В центре Ашшура находятся ворота Табира — архитектурный памятник, состоящий из трех последовательно соединенных арок и служащий символом города. «Ворота Табира соединяли главное святилище богов с садами Иштар, богини войны и плодородия», — рассказывает Тобин Хартнелл, директор Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака (AUIS), расположенном в городе Сулеймания.
В мае 2015 года было опубликовано видео, на котором бойцы ИГИЛ пытаются превратить ворота в груду камней. Тогда им удалось уничтожить около 70% конструкции. В 2021 году Хартнелл смог получить от Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов чрезвычайную помощь в размере $72 тыс., благодаря чему удалось предотвратить окончательное обрушение ворот. В ходе реставрации стабилизировали внешнюю арку, которой был нанесен наиболее серьезный ущерб. Но сооружение остается непрочным и без дальнейшего укрепления все равно может упасть. «Сейчас мы сосредоточились на срочной задаче восстановить среднюю из трех арок, пока не обрушился весь свод», — рассказывает Хартнелл.
Проведенные аварийные работы позволили открыть город для посещения 1 апреля — в день, когда ассирийцы отмечали Новый год. Но будущее Ашшура по-прежнему под угрозой.
Еще в 2002 году правительство Саддама Хусейна намеревалось построить плотину в Махуле, приблизительно в 40 км от древнего города. В 2003 году Ашшуру был присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — и тогда же США с союзниками вторглись в Ирак. Из-за войны о плотине временно забыли. Но в последние годы Ирак сильно страдает от регулярной засухи, вызываемой глобальным потеплением. Снижение уровня воды в Тигре и Евфрате несет угрозу водоснабжению страны, и в апреле 2021 года строительство плотины возобновилось.
Теперь местные жители все чаще говорят о «проклятии махульской плотины».
«Все с тревогой ждут, когда будет сформирован новый кабинет, — говорит исследовательница Сара Заими из иракской некоммерческой организации Liwan. — Тогда мы узнаем, захочет ли новый министр продолжать проект».
В нынешнем виде план строительства предполагает затопление Ашшура: вода накроет более 200 объектов исторического наследия. По данным Liwan, 250 тыс. человек вынуждены будут переселиться. Сейчас специалисты в области культурного наследия ведут переговоры с властями Ирака, пытаясь предотвратить безрассудное уничтожение древних памятников региона и домов местных жителей.
В последние месяцы здесь много говорят о временной конструкции, возведение которой должно вот-вот начаться. «Но мы не думаем, что временное решение поможет, — уверен Хартнелл. — Вероятнее всего, что оно лишь усугубит ситуацию».