18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пушкинский музей открыл выставку «Котел алхимика»

На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Впервые в российской музейной практике ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает выставку, посвященную зрению, главному органу чувств, посредством которого человек получает наибольшее количество информации об окружающем мире

Изобразительные искусства нередко называют «визуальными», однако Пушкинский музей на этот раз предлагает альтернативные варианты взаимодействия с экспонатами — «осязательный взгляд» и «незрительное восприятие» (что бы это ни значило).

Одна из кураторов выставки, руководитель инклюзивного направления ГМИИ Евгения Киселева-Аффлербах рассказывает, что идея проекта возникла из общения с незрячими посетителями: музейщики делились знаниями об искусстве, но и зрители рассказывали о своих способах контакта с прекрасным. То, что раньше казалось естественным (восприятие через зрение), стало не очевидным. Размышления о «диктатуре визуального» в результате оформились в большой международный выставочный проект. Он должен был открыться в марте 2022 года, уже был издан прекрасный каталог, но вмешались непредвиденные обстоятельства. Музей отодвинул вернисаж более чем на полгода и пересмотрел состав участников, сделав акцент на работы из собственной коллекции и вещи из частных собраний. Проект разделили на две части: первая, стартующая 29 августа, посвящена «редукции зрения и осязательному взгляду», а вторая будет «связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией».

На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Название «Котел алхимика» позаимствовали у немецкого постмодерниста Зигмара Польке (1941–2010) — так назывался его объект, показанный в 1986 году на Венецианской биеннале. Абстракция, написанная на стене павильона специальными красками, меняла цвет в зависимости от освещения, времени суток, влажности и количества зрителей, являя пример «вариативности цветового восприятия», а также, как объясняет пресс-релиз, «опыта преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения». За тот «Котел» Польке получил «Золотого льва».

«Котел алхимика» в Пушкинском — это представительная экспозиция, включающая 200 произведений (живопись, графика, скульптура и мелкая пластика, керамические объекты и кабинетные витражи, никогда ранее публике не показывавшиеся) во временном диапазоне от XVI века до наших дней. Большая часть выставки предназначена все-таки людям зрячим.

Тоталитарность зрения презентуют, отталкиваясь от противного — от слепоты. Если зрение воспринимается как норма, то образы слепых на протяжении столетий наделялись множеством смыслов. Слепцов выводили провидцами и мудрецами, равно как и обреченными невежами. Слепота посылалась для испытаний или в наказание. В галерею библейских и мифологических слепцов, представленных на выставке, вошли «Самсон» Альбрехта Альтдорфера (1480–1538) (как известно, этот ветхозаветный герой поплатился глазами за любовь: возлюбленная Далила его предала, а враги-филистимляне ослепили) и «Слепой Товит» Рембрандта (отец художника был незрячим, чем, очевидно, и продиктован выбор героя, которого он изображал не раз). Мы увидим «Гомера и музу Сапфо» на полотне Ангелики Кауфман (1741–1807), едва ли не самой известной художницы XVIII века, соосновательницы Королевской академии художеств в Лондоне, а также работы Цукиоки Ёситоси (1839–1892), последнего великого мастера гравюр в жанре укиё-э, посвященные слепому поэту и музыканту IX века Сэмимару, который своей игрой способен был даже вдохновлять воинов на победу. Естественно, не обошли вниманием, пожалуй, самых знаменитых слепых в истории искусства — композицию Питера Брейгеля. На выставке сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита по рисунку Якопо Тинторетто и эстампом из Библии Пискатора.

Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком»  на выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком» на выставке «Котел алхимика» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В этом же ряду находится «Слепой еврей с мальчиком» (1903) — непревзойденный шедевр Пабло Пикассо «голубого периода», провидчески купленный коллекционером Сергеем Щукиным.

Еще одной линией выставки стала визуальная редукция — упрощение сложности мира до относительно простых схем. Примером такого подхода — то, что называют классической пейзажной «трехцветкой», — являются работы Клода Лоррена (1600–1682). И даже витражи рассматриваются организаторами выставки как художественная форма, способная управлять нашим зрительным восприятием. Одним словом, произведений про зрение много — надо только уловить связующую их нить.

Центральными экспонатами стали керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные в январе нынешнего года специально для этой выставки. Их можно трогать, то есть воспринимать посредством осязания.

Нисимура Ёхэй. Словарь японского языка «Кодзиэн». 2021. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Нисимура Ёхэй. Словарь японского языка «Кодзиэн». 2021.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

К выставке приурочена большая культурная программа с широчайшим диапазоном тем и участников — от «Иконографии слепоты, ослепления и исцеления» до «Японских сказителей, энциклопедистов и массажистов», от коллекционера Бориса Фридмана и доктора искусствознания Степана Ванеяна до всепроникающего Дмитрия Гутова и социального предпринимателя Екатерины Зинченко (ароматы для ее бренда разрабатывают незрячие парфюмеры). 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть 1»
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+