Залы Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея, опустевшие из-за выставок собраний Морозова и Щукина, заполнили весьма необычным проектом. Необычным для любого классического художественного музея, ведь он посвящен не зрению, а осязанию. Здесь собраны размышления на тему исторической антропологии чувств, того, как зрение вообще преподносится художниками, а также как человек использует прочие методы восприятия. Выставка должна была открыться весной с участием иностранных музеев (успели даже выпустить каталог), однако в итоге была переформатирована с другими экспонатами, причем крайне достойными и любопытными: Альбрехтом Альтдорфером, Клодом Лорреном, Пабло Пикассо, множеством современных авторов. Многие из отобранных кураторами памятников редко покидают хранение, некоторые показаны публике впервые. Кураторы выставки манипулируют нашим восприятием с помощью зеркал (черных), витражей с подсветкой, тактильных моделей и прочего выводящего из состояния расслабленного созерцания.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 20 ноября
Выставка имеет подзаголовок «Русское изобразительное искусство первой половины ХХ века в собрании Музея В.А.Тропинина и коллекции Валерия Дудакова», то есть на ней показывается одно из самых примечательных собраний русского искусства, находящихся сегодня у частного владельца. Дудаков — легендарный коллекционер, успевший приобрести в советское время произведения многих великих авторов. В стенах музея Тропинина его предметы совместили с редкостями из фондов, которые выставляются нечасто из-за специализации музея на XIX веке. Однако основатель музея Феликс Вишневский тоже собирал работы 1900–1920-х годов, и вот наконец появился повод их продемонстрировать. Из-за размеров музея Тропинина проект получился не очень большим, около 40 произведений, однако все любопытные: собраны Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Борис Григорьев, Константин Сомов, Мария Якунчикова, Павел Кузнецов, Станислав Жуковский и т.д.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
До 27 ноября
Проект к 85-летию со дня рождения классика московского нонконформизма своей главной темой имеет анималистическую. Впрочем, в понимании Плавинского, то есть достаточно специфическом. Это офорты и картины художника из собрания Музея AZ и частных коллекций, причем с сосредоточением на одной из его любимых тем — сериях «черепах» и «носорогов». Черепахи олицетворяли для художника синтез русской, древнегреческой и китайской культур, их панцири были для него универсальным символом структуры времени, космизма и пульсации энергии, на которой держится весь мир. А носороги позволяли Плавинскому вступить в диалог, разумеется, с Альбрехтом Дюрером. Экспозицию дополнят фотографии из семейного архива, мультимедийная инсталляция Серафима Инфанте и анимированный фильм Михаила Шепилова и Александры Анохиной, созданные специально для выставки.
Музей AZ
7 сентября — 15 января
Еще один проект, сосредотачивающий наше внимание не на визуальном. Однако, поскольку это происходит в стенах музея современного искусства, это не так неожиданно. Выставка саунд-арта Сергея Филатова, организованная ММОМА и галереей «Триумф», будет посвящена тонкостям звучания, фокусировке внимания на деталях, остановке и сосредоточенности, зрительской медитации. Звуковые скульптуры и кинетические инсталляции Филатова, принимавшего участие в Венецианской биеннале и ряде громких проектов последних месяцев, в данном случае созданы с учетом особенностей акустики и пространства залов особняка на Гоголевском бульваре, то есть поразят нас прицельно.
Московский музей современного искусства
13 сентября — 23 октября
Еще одна выставка подмосковного музея, построенная на очень выигрышном приеме — собрать все лучшее на выбранную тему. На сей раз объединяют фламандцев: Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Яна Брейгеля Бархатного, их учеников и современников. Из российских музеев и частных собраний приедут более 70 произведений, и очень интересно, что это будут предметы в том числе из музеев Поволжья и Урала, которые редко участвуют в подобных тематических выставках. Среди экспонатов аристократические портреты Антониса ван Дейка, Отто ван Вена и Корнелиса де Воса, мифологические и религиозные сюжеты Якоба Йорданса, натюрморты Франса Снейдерса, пейзажи Яна Вилденса, жанровые сцены Давида Тенирса Младшего. Важно, что выставка расскажет и о том, как эти произведения появились в России, то есть об антикварном рынке в Российской империи и частных коллекционерах, позволявших себе таких мастеров.
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
До 14 мая 2023 года
Этот проект мы несколько лет подряд помещали в список самых ожидаемых выставок года, однако состояться ему мешали разные обстоятельства пандемийного периода. Наконец он появился на горизонте уже совсем отчетливо. Жизнь и творчество одного из самых гениальных советских архитекторов Константина Мельникова покажут нам максимально тщательно, с привлечением материалов, ранее не известных ни публике, ни специалистам. Более 200 экспонатов — не только архитектурная графика и архивные документы, но и портреты, ученические работы, личные вещи. И, что особо любопытно, макеты нереализованных зданий, которые были изготовлены специально для данной выставки. А по единственной сохранившейся фотографии удалось реконструировать персональную экспозицию Мельникова на V Триеннале в Милане (1933). Архитектуру выставки создает бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, известное своим подходом к дизайну и оформившее многие важные выставки последнего времени, вроде «Альбрехт Дюрер» в Государственном историческом музее или «Ненавсегда. 1968–1985» в Третьяковке.
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
5 октября — 12 февраля
К 150-летию со дня рождения великого импресарио Третьяковская галерея произвела в своих фондах ревизию всего, что имеет к нему отношение, начиная с произведений мастеров Серебряного века. Например, эскизов костюмов и декораций к «Русским сезонам» работы Бакста, Головина, Гончаровой и других. Помимо них, на выставке будут представлены фотографии спектаклей и репетиций, портреты великих дягилевских хореографов — Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина, а также танцовщиц Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Ирины Бароновой, предметы из балетной библиотеки Михаила Ларионова. Центром экспозиции станут 12 подлинных костюмов к балетам и декорация Николая Рериха к сюите «Половецкие пляски». Подзаголовок выставки «Генеральная репетиция» имеет и дополнительный смысл: эта выставка — одновременно и подготовка к созданию зала Сергея Дягилева в постоянной экспозиции на Крымском Валу.
Новая Третьяковка
4 октября — 12 марта
Создатели называют проект выставкой-путешествием, приглашающей зрителей в миры режиссера Алексея Балабанова. Она объединит все его фильмы, включая даже не случившиеся, в единую историю под кураторством Татьяны Гетман. Наряду с классическими фильмами Балабанова («Брат», «Груз 200») в пространстве экспозиции сосуществуют ученические работы для Свердловской студии документального кино; ранние короткометражки соседствуют с черновиками сценариев и набросками идей, которые Алексею Балабанову не удалось реализовать (11 проектов). Экспонатами выставки станут фото, видео, многочисленные артефакты и эскизы, полученные, что называется, из первых рук — одним из организаторов стала кинокомпания СТВ, учрежденная Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и самим Алексеем Балабановым. Также выставкой занимается бюро Planet9 Агнии Стерлиговой. Кстати, этим летом они весьма успешно рассказывали о поп-культуре в выставке, посвященной Виктору Цою, в Манеже, так что проект о Балабанове выглядит логичным продолжением этого повествования.
Севкабель Порт
13 октября — 15 марта
Еврейский музей продолжает свое замечательное сотрудничество с проектом «Энциклопедия русского авангарда». Очередная выставка, созданная Андреем Сарабьяновым, Натальей Мюррей и Ириной Красик, рассказывает о беспредметности с точки зрения авангардистов (не только Малевича, автора трактата «Мир как беспредметность», но и многих других). И, как обычно это бывает у проектов этого цикла, помимо шедевров из столичных музеев, в нем участвуют не менее примечательные картины из регионов. Выставка уже была показана в екатеринбургском Ельцин Центре (омраченная казусом с картиной Анны Лепорской), для московского же показа ее дополнили графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», а также живописью из Витебского художественного музея — всего вышло около 100 экспонатов. Картина Лепорской «Три фигуры» (отреставрированная) тоже будет!
Еврейский музей и центр толерантности
20 октября — 19 февраля
Музей русского импрессионизма продолжает миссию по возвращению забытых имен. На сей раз внимание музея привлек представитель саратовской школы живописи Александр Савинов (1881–1942), фамилия которого, по мнению экспертов, стоит в одном ряду с другими «саратовцами»: Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Современники называли его «умиротворенным Врубелем», нам же предстоит оценить, справедлив ли этот эпитет спустя столетие и действительно ли стоит узнавать Савинова с первого взгляда. Впрочем, памятуя о предыдущих выставках Музея русского импрессионизма с аналогичной задачей, можно быть уверенным, что ответ наверняка будет положительным. Дополнит выставку спецпроект «Миражи. Саратовская школа», который покажет работы Борисова-Мусатова и других великих саратовцев, а также менее известных Александра Карева, Петра Уткина — в основном символистов.
Музей русского импрессионизма
21 октября — 22 января
Археологические выставки для широкой публики обычно самые скучные. Создатели этого проекта решили целенаправленно разрушить этот шаблон и сделать его максимально завлекательным. Причем для этого использовали самые разные способы. Подлинные находки из раскопок, на протяжении всего ХХ века производившихся по всей Сибири (в том числе вдоль легендарной Транссибирской магистрали), — образцы «звериного» стиля древних кочевых народов и копии идолов III тысячелетия до нашей эры, которые по причине гигантского веса сложно транспортировать из других музеев, — эти языческие артефакты будут сопоставлены с произведениями контемпорари-арта (за этот раздел отвечает научный сотрудник Третьяковской галереи Кирилл Светляков). В общем, что-то новое об истории своей страны мы, безусловно, узнаем, главное, чтобы потом оно не приснилось!
Государственный исторический музей
28 октября — 6 мая
После крайне успешного проекта «Покой и радость», который рассказывал о малоизвестной живописи России XIX века, которая умиротворяла и радовала взор, кураторы Манежа продолжают изучать трогательные и не очень исследованные кусочки отечественной истории искусства. На сей раз их внимание привлек период зарождения того жанра, который станет для русского XVIII века ключевым — портретного. Мы увидим, как портрет станет «вылупляться» из парсуны XVII века, ощутим эти муки творческих поисков, которые осложнялись тем, что мало кто из авторов владел анатомией, оценим влияние пенсионерских поездок на мастеров петровского времени. Но ключевой интонацией будет «наивность» ранних российских портретистов, которые оставили нам изображения дворян, купцов, духовенства в роскошных костюмах и с тщательно прописанными лицами, но в неестественно напряженных «примитивных» позах. Как обычно, Манеж привлечет к участию множество небольших музеев, благодаря чему мы увидим крайние редкости.
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
Октябрь — декабрь
Начиная с Ренессанса европейцы увлекались тайнами этой страны, однако лишь после Египетского похода Наполеона, откуда французы привезли множество подлинных артефактов и зарисовок памятников, египтомания охватила высший свет. Египетские мотивы стали неотъемлемой частью стиля ампир, который так важен для русского искусства. В Николаевском зале Зимнего дворца будут представлены образцы этой стилистической одержимости как французского, так и российского производства: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Своего рода символ выставки — «Египетский сервиз» Севрской мануфактуры, подаренный Наполеоном Александру I после их встречи в Тильзите (он напоминал царю об Аустерлице, поэтому он никогда этим фарфором не пользовался). Выставку дополняют фотографии «египетских» зданий и скульптур Петербурга, а также научный египтологический комментарий к каждому экспонату. А вот мумий не будет, увы.
Государственный Эрмитаж
29 октября — 9 апреля