18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крестьянский костюм рассказал о материальном и духовном

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В нижегородском Манеже впервые открыта выставка костюма, в том числе и крестьянского. Она дает представление о том, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион

Никогда прежде выставки костюма, в том числе и крестьянского, в Нижнем Новгороде не проводили. На нынешнюю «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» собрали 60 экспонатов: не только платья и сарафаны, но целые одежные «комплексы», включающие обувь, ювелирные украшения, аксессуары (платки, шали), предметы быта, ремесленный инвентарь, музыкальные инструменты, фотографии, картины Константина Маковского и Федота Сычкова.

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Выставка дает представление, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион. Зритель увидит украшенную золотным шитьем одежду старообрядцев села Чернуха Арзамасского района, богатый праздничный костюм важного торгового села Безводное, скромные одежды русских крестьян из Вознесенского района, считавшегося медвежьим углом, оторванным от городских и сельских центров, наряды мордвы-терюхан. В музее надеются, что выставка даст толчок углубленному изучению истории края.

Справка
Организаторы и участники

Выставку «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» готовили совместно многие музеи России, от крупнейших до краеведческих. Организаторы: Нижегородский государственный художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Участники: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (Саранск), Историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области, Краеведческий музей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Краеведческий музей Краснооктябрьского района Нижегородской области, частные коллекционеры, Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор».

Еще…

Триггером проекта стал тот факт, что 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материально-культурного наследия, а костюм — яркое этого наследия воплощение. Автором идеи выступил директор Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Роман Жукарин, российское музейное сообщество его начинание поддержало. Экспонаты приехали в Нижний Новгород из дюжины российских музеев, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.

В насыщенных цветом интерьерах, в современных витринах, с хорошим освещением и на длинноногих манекенах (выставочный дизайн здесь отличный) этнографический материал заблистал, как произведения от-кутюр.

«Подготовка выставки была непростой, так как тема мало изучена, — рассказала куратор Ирина Маршева. — Пик этнографических экспедиций по Поволжью пришелся на советское послевоенное время, а тогда существовал упрощенный, марксистско-ленинский взгляд на крестьянство как на самый угнетенный и нищий класс. Мы же через костюм показываем, что это далеко не так. В нашем крае, например, широко представлена золотная вышивка. Обычно в России золотом вышивали церковное облачение или женские головные уборы, а в Поволжье золотым рисунком покрывали душегреи. Еще через костюмы мы смогли определить самый популярный в народе религиозный праздник в Поволжье, им оказались не Пасха или Рождество, а Троица!»

Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

На выставке показан преимущественно праздничный женский костюм, так как именно он лучше всего сохранился: такие одежды, нередко венчальные, стоили дорого и их берегли. Мужской же костюм включал вышитую рубаху, пиджак и пояс. Мужских порток, например, почти не сохранилось.

Нижегородский государственный художественный музей, Манеж (Кремль, корпус 1а)
«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме»
До 20 ноября 2022 года

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+