18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крестьянский костюм рассказал о материальном и духовном

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В нижегородском Манеже впервые открыта выставка костюма, в том числе и крестьянского. Она дает представление о том, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион

Никогда прежде выставки костюма, в том числе и крестьянского, в Нижнем Новгороде не проводили. На нынешнюю «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» собрали 60 экспонатов: не только платья и сарафаны, но целые одежные «комплексы», включающие обувь, ювелирные украшения, аксессуары (платки, шали), предметы быта, ремесленный инвентарь, музыкальные инструменты, фотографии, картины Константина Маковского и Федота Сычкова.

Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Выставка дает представление, насколько разные по верованиям и достатку народы населяли поволжский регион. Зритель увидит украшенную золотным шитьем одежду старообрядцев села Чернуха Арзамасского района, богатый праздничный костюм важного торгового села Безводное, скромные одежды русских крестьян из Вознесенского района, считавшегося медвежьим углом, оторванным от городских и сельских центров, наряды мордвы-терюхан. В музее надеются, что выставка даст толчок углубленному изучению истории края.

Справка
Организаторы и участники

Выставку «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» готовили совместно многие музеи России, от крупнейших до краеведческих. Организаторы: Нижегородский государственный художественный музей, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Участники: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи (Саранск), Историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области, Краеведческий музей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Краеведческий музей Краснооктябрьского района Нижегородской области, частные коллекционеры, Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор».

Еще…

Триггером проекта стал тот факт, что 2022 год объявлен в России Годом народного искусства и материально-культурного наследия, а костюм — яркое этого наследия воплощение. Автором идеи выступил директор Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ) Роман Жукарин, российское музейное сообщество его начинание поддержало. Экспонаты приехали в Нижний Новгород из дюжины российских музеев, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.

В насыщенных цветом интерьерах, в современных витринах, с хорошим освещением и на длинноногих манекенах (выставочный дизайн здесь отличный) этнографический материал заблистал, как произведения от-кутюр.

«Подготовка выставки была непростой, так как тема мало изучена, — рассказала куратор Ирина Маршева. — Пик этнографических экспедиций по Поволжью пришелся на советское послевоенное время, а тогда существовал упрощенный, марксистско-ленинский взгляд на крестьянство как на самый угнетенный и нищий класс. Мы же через костюм показываем, что это далеко не так. В нашем крае, например, широко представлена золотная вышивка. Обычно в России золотом вышивали церковное облачение или женские головные уборы, а в Поволжье золотым рисунком покрывали душегреи. Еще через костюмы мы смогли определить самый популярный в народе религиозный праздник в Поволжье, им оказались не Пасха или Рождество, а Троица!»

Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Головной убор.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент костюма.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Фрагмент экспозиции «Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

На выставке показан преимущественно праздничный женский костюм, так как именно он лучше всего сохранился: такие одежды, нередко венчальные, стоили дорого и их берегли. Мужской же костюм включал вышитую рубаху, пиджак и пояс. Мужских порток, например, почти не сохранилось.

Нижегородский государственный художественный музей, Манеж (Кремль, корпус 1а)
«Сарафан. Шушпан. Одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме»
До 20 ноября 2022 года

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+