18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Полина Бондарева: «Сила Masters — в уникальном составе лекторов»

Основательница школы Masters Полина Бондарева. Фото: Школа Masters
Основательница школы Masters Полина Бондарева.
Фото: Школа Masters
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

В октябре петербургский образовательный проект об искусстве Masters открывает пространство на Патриарших прудах в Москве. Основательница школы Полина Бондарева рассказала о ее истории и планах

Почему вы решили открыть представительство школы в Москве?

За те два года, что мы представлены в Москве и работаем в рамках Академии бизнеса, стало очевидно, что наши программы по истории искусств и арт-менеджменту очень востребованы и в столице.

В октябре мы открываем в офис на Патриарших прудах. Это будет не только школа с лекционными залами, но и филиал нашего книжного магазина, а также небольшое кафе, которое станет, как мы надеемся, новым местом силы. У людей будет возможность просто прийти, выпить чашку кофе с утра, почитать журнал или записаться на курсы.

Постепенно расширяется и сеть наших книжных магазинов. В сентябре мы открываем еще один большой книжный на Петроградской стороне в Петербурге. В Москве мы будем представлены также в Ассоциации галерей и архитекторов, там будет большой корнер, посвященный изданиям об искусстве.

Вернемся к истокам. Как возник проект Masters и в чем, как вы считаете, секрет успеха вашей школы?

В этом году нашей школе в Петербурге исполняется восемь лет, и за это время нам удалось создать успешную институцию, где можно пройти как краткосрочные курсы, так и годовые программы по истории искусств и арт-менеджменту, подтвержденные дипломами о дополнительном образовании.

Книжный магазин Masters Bookstore на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Фото: Школа Masters
Книжный магазин Masters Bookstore на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
Фото: Школа Masters

Мы вовремя вышли на рынок и угадали тренд: у людей появилось желание получать знания в области классического и современного искусства. Наша сила — в уникальном составе лекторов, блестящих специалистов из Академии художеств и СПбГУ. Для меня важно, что мы предлагаем системный подход и одновременно разные форматы: можно прослушать лекции об отдельных направлениях в искусстве и конкретных художниках или взять годовой курс по истории искусства. Фактически глубина исследования зависит от вашего желания.

Также у наших слушателей есть возможность привести к нам своих детей, для которых разработаны как краткосрочные курсы, так и годовые программы, которые мы запускаем именно сейчас.

Наш онлайн-университет пользовался огромной популярностью в период пандемии, когда мы запустили подписку: за 705 руб. можно было получить доступ к более чем 30 онлайн-курсам. Сейчас наш основной доход — заработок от годовых программ и онлайн-университета.

Я думаю, наша сильная сторона — то, что мы постоянно исследуем новые темы. Именно это позволяет нам пополнять и расширять аудиторию. Мы умеем отслеживать важные тенденции. Не так давно мы запустили онлайн-платформу по NFT-искусству, создали первый в России курс по NFT-искусству, а также издали книгу на эту тему, где представлены труды наших ведущих искусствоведов и кураторов Эрмитажа, Пушкинского музея, тексты Бориса Гройса.

Кто ваши слушатели? Можно ли описать портрет целевой аудитории Masters?

Пожалуй, в большей степени это женская аудитория, хотя на наши курсы есть спрос и среди мужчин, в том числе на классические вроде годовой программы по истории искусств. Более того, у нас порой складываются семьи во время обучения.

Так как мы уже два года представлены в Москве, я могу сравнить две ауди­тории: они разные. Если в Петербурге мы видим больший спрос со стороны профессионалов, среди которых очень востребованы программы арт-медиаторов, кураторов и арт-менеджеров, то в Москве это пока более широкая аудитория — люди, которым интересны самые разные форматы, не только лекции, но и экскурсии, арт-ланчи, путешествия. По возрасту тоже есть расхождение: в Петербурге наша аудитория, скорее, 30+, в Москве — моложе, 20+.

Читальный зал Aperto Masters в Санкт-Петербурге. Фото: Школа Masters
Читальный зал Aperto Masters в Санкт-Петербурге.
Фото: Школа Masters

Что касается профессиональных программ, то еще пять лет назад на курс арт-менеджмента к нам приходили те, кто хотел открыть свою галерею, делать выставочные проекты, а сейчас это больше касается менедж­мента бизнеса, креативной экономики. К нам приходят люди, которые делают стартапы по ювелирному искусству или приложения по архитектуре, дизайну, организовывают консьерж-сервисы по путешествиям, запускают лектории.

Можете ли вы рассказать истории успеха ваших выпускников?

В свое время я обучалась в «Сколково», где приняла систему тьюторства, и у нас у каждого студента есть тьютор, который ведет его на протяжении всего периода обучения и в конце, насколько это возможно, помогает в реализации проекта. По окончании мы проводим две-три выставки в известных питерских пространствах. Многие наши выпускники открывают частный бизнес. К примеру, «Третье место», достаточно известный в Петербурге культурный кластер. Кто-то продолжает сотрудничать с нами как кураторы и координаторы наших проектов.

Кто преподаватели школы Masters?

Могу сказать, что петербургские и московские наши проекты отличаются и в этом. Так, в Москве нам было непросто найти профессиональных и талантливых лекторов, которые еще не работают у наших друзей и коллег. Считаю, что нам это удалось — сегодня с нами сотрудничают молодые специалисты из Высшей школы экономики, Пушкинского музея, Третьяковки. Это искусствоведы, кураторы, пиарщики и менеджеры, которые дают в том числе практический опыт, но одновременно могут читать большие академические курсы.

Важная часть нашей работы — привозить в Петербург лекторов из Москвы и наоборот.

Вы делаете образовательные программы и для корпоративных клиентов. Что востребовано в этом сегменте?

В Петербурге это, скорее, лекции по классическому искусству, о театре или кинематографе. В Москве есть запрос на современное искусство, а также практикумы по сотрудничеству с аукционными домами. Или это работа с банками и альтернативными инвестициями.

Школа Masters в Санкт-Петербурге. Фото: Школа Masters
Школа Masters в Санкт-Петербурге.
Фото: Школа Masters

Также очень интересна тема NFT и ESG («экология, социальная политика и корпоративное управление»), устойчивое развитие — это самые трендовые лекции.

Например, мы стали частью «Культурного проекта» девелоперской компании Capital Group — и проводим в «Городе Столиц» серию образовательных лекций в области искусства. Лекции сопровождают сезонные выставки знаменитых российских художников, чьи работы представлены в общественном пространстве небоскреба.

Расскажите, пожалуйста, об издательской программе Masters.

Мы недавно организовали свое издательство и выпускаем несколько серий. Это небольшие книги, посвященные какому-нибудь одному явлению, одной исторической постройке или одному художнику, где буквально на 20–30 страницах эксперты из этой области рассказывают о новом подходе, методе исследования или научном открытии. Также планируем серии, посвященные истории музыки, кино и так далее. Это труды наших преподавателей либо лекции, которые мы записали и публикуем, так как понимаем, что они уже в таком объеме читаться не будут.

Еще мы готовим к публикации большой труд по арт-менеджменту, который для нас очень важен. Там будет около 300 страниц, более 70 специалистов, которые освещают разные аспекты этой деятельности. Это будет наше ноу-хау. Читатель сможет взять эту книжку и максимально практически посмотреть на какие-то процессы, начиная с того, как организовать выставку, до того, сколько она стоит, сколько нужно заплатить за участие в ярмарке, какими должны быть зарплаты сотрудников — в общем, такой полный срез. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+