Почему вы решили открыть представительство школы в Москве?
За те два года, что мы представлены в Москве и работаем в рамках Академии бизнеса, стало очевидно, что наши программы по истории искусств и арт-менеджменту очень востребованы и в столице.
В октябре мы открываем в офис на Патриарших прудах. Это будет не только школа с лекционными залами, но и филиал нашего книжного магазина, а также небольшое кафе, которое станет, как мы надеемся, новым местом силы. У людей будет возможность просто прийти, выпить чашку кофе с утра, почитать журнал или записаться на курсы.
Постепенно расширяется и сеть наших книжных магазинов. В сентябре мы открываем еще один большой книжный на Петроградской стороне в Петербурге. В Москве мы будем представлены также в Ассоциации галерей и архитекторов, там будет большой корнер, посвященный изданиям об искусстве.
Вернемся к истокам. Как возник проект Masters и в чем, как вы считаете, секрет успеха вашей школы?
В этом году нашей школе в Петербурге исполняется восемь лет, и за это время нам удалось создать успешную институцию, где можно пройти как краткосрочные курсы, так и годовые программы по истории искусств и арт-менеджменту, подтвержденные дипломами о дополнительном образовании.
Мы вовремя вышли на рынок и угадали тренд: у людей появилось желание получать знания в области классического и современного искусства. Наша сила — в уникальном составе лекторов, блестящих специалистов из Академии художеств и СПбГУ. Для меня важно, что мы предлагаем системный подход и одновременно разные форматы: можно прослушать лекции об отдельных направлениях в искусстве и конкретных художниках или взять годовой курс по истории искусства. Фактически глубина исследования зависит от вашего желания.
Также у наших слушателей есть возможность привести к нам своих детей, для которых разработаны как краткосрочные курсы, так и годовые программы, которые мы запускаем именно сейчас.
Наш онлайн-университет пользовался огромной популярностью в период пандемии, когда мы запустили подписку: за 705 руб. можно было получить доступ к более чем 30 онлайн-курсам. Сейчас наш основной доход — заработок от годовых программ и онлайн-университета.
Я думаю, наша сильная сторона — то, что мы постоянно исследуем новые темы. Именно это позволяет нам пополнять и расширять аудиторию. Мы умеем отслеживать важные тенденции. Не так давно мы запустили онлайн-платформу по NFT-искусству, создали первый в России курс по NFT-искусству, а также издали книгу на эту тему, где представлены труды наших ведущих искусствоведов и кураторов Эрмитажа, Пушкинского музея, тексты Бориса Гройса.
Кто ваши слушатели? Можно ли описать портрет целевой аудитории Masters?
Пожалуй, в большей степени это женская аудитория, хотя на наши курсы есть спрос и среди мужчин, в том числе на классические вроде годовой программы по истории искусств. Более того, у нас порой складываются семьи во время обучения.
Так как мы уже два года представлены в Москве, я могу сравнить две аудитории: они разные. Если в Петербурге мы видим больший спрос со стороны профессионалов, среди которых очень востребованы программы арт-медиаторов, кураторов и арт-менеджеров, то в Москве это пока более широкая аудитория — люди, которым интересны самые разные форматы, не только лекции, но и экскурсии, арт-ланчи, путешествия. По возрасту тоже есть расхождение: в Петербурге наша аудитория, скорее, 30+, в Москве — моложе, 20+.
Что касается профессиональных программ, то еще пять лет назад на курс арт-менеджмента к нам приходили те, кто хотел открыть свою галерею, делать выставочные проекты, а сейчас это больше касается менеджмента бизнеса, креативной экономики. К нам приходят люди, которые делают стартапы по ювелирному искусству или приложения по архитектуре, дизайну, организовывают консьерж-сервисы по путешествиям, запускают лектории.
Можете ли вы рассказать истории успеха ваших выпускников?
В свое время я обучалась в «Сколково», где приняла систему тьюторства, и у нас у каждого студента есть тьютор, который ведет его на протяжении всего периода обучения и в конце, насколько это возможно, помогает в реализации проекта. По окончании мы проводим две-три выставки в известных питерских пространствах. Многие наши выпускники открывают частный бизнес. К примеру, «Третье место», достаточно известный в Петербурге культурный кластер. Кто-то продолжает сотрудничать с нами как кураторы и координаторы наших проектов.
Кто преподаватели школы Masters?
Могу сказать, что петербургские и московские наши проекты отличаются и в этом. Так, в Москве нам было непросто найти профессиональных и талантливых лекторов, которые еще не работают у наших друзей и коллег. Считаю, что нам это удалось — сегодня с нами сотрудничают молодые специалисты из Высшей школы экономики, Пушкинского музея, Третьяковки. Это искусствоведы, кураторы, пиарщики и менеджеры, которые дают в том числе практический опыт, но одновременно могут читать большие академические курсы.
Важная часть нашей работы — привозить в Петербург лекторов из Москвы и наоборот.
Вы делаете образовательные программы и для корпоративных клиентов. Что востребовано в этом сегменте?
В Петербурге это, скорее, лекции по классическому искусству, о театре или кинематографе. В Москве есть запрос на современное искусство, а также практикумы по сотрудничеству с аукционными домами. Или это работа с банками и альтернативными инвестициями.
Также очень интересна тема NFT и ESG («экология, социальная политика и корпоративное управление»), устойчивое развитие — это самые трендовые лекции.
Например, мы стали частью «Культурного проекта» девелоперской компании Capital Group — и проводим в «Городе Столиц» серию образовательных лекций в области искусства. Лекции сопровождают сезонные выставки знаменитых российских художников, чьи работы представлены в общественном пространстве небоскреба.
Расскажите, пожалуйста, об издательской программе Masters.
Мы недавно организовали свое издательство и выпускаем несколько серий. Это небольшие книги, посвященные какому-нибудь одному явлению, одной исторической постройке или одному художнику, где буквально на 20–30 страницах эксперты из этой области рассказывают о новом подходе, методе исследования или научном открытии. Также планируем серии, посвященные истории музыки, кино и так далее. Это труды наших преподавателей либо лекции, которые мы записали и публикуем, так как понимаем, что они уже в таком объеме читаться не будут.
Еще мы готовим к публикации большой труд по арт-менеджменту, который для нас очень важен. Там будет около 300 страниц, более 70 специалистов, которые освещают разные аспекты этой деятельности. Это будет наше ноу-хау. Читатель сможет взять эту книжку и максимально практически посмотреть на какие-то процессы, начиная с того, как организовать выставку, до того, сколько она стоит, сколько нужно заплатить за участие в ярмарке, какими должны быть зарплаты сотрудников — в общем, такой полный срез.