18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В честь Дмитрия Плавинского в Москве устраивают черепашьи бега

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве» в Музее AZ. Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве» в Музее AZ.
Фото: Юрий Пальмин
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

К 85-летию знаменитого нонконформиста Музей AZ подготовил выставку с оригинальным названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Большинство произведений Плавинского — из коллекции самого Музея AZ, но участвуют и современные художники

Начиная с 1960-х годов одной из важных, примечательных фигур на неофициальной художественной сцене Москвы был Дмитрий Плавинский (1937–2012). Буквально с самого начала своего пути он разрабатывал те идеи и пластические представления, которые со временем легли в основу его «структурного символизма». Иначе говоря, любую реальность, житейскую или, напротив, парадную и величественную, художник воспринимал с позиций глубинного, метафизического и мистического ее смысла. Разумеется, смысл этот Плавинский выводил сам, но опирался на многовековой опыт предшественников. Можно сказать, что этот автор начал использовать установки постмодернизма, когда никто в СССР еще и не слышал такого термина.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

К 85-летию художника Музей AZ, созданный Наталией Опалевой, подготовил выставку под названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве». По словам Полины Лобачевской, арт-директора музея, автора и куратора проекта, она сама придумала и предложила это название, не лишенное абсурдистской парадоксальности. Образы именно этих двух существ, черепахи и носорога, Дмитрий Плавинский с особым увлечением интерпретировал на протяжении многих лет и в живописи, и в офортах.

Куратор выставки полагает, что в персональной мифологии художника черепахи олицетворяли богатство культуры, а носороги — брутальную мощь мироздания. «Тема древности, мифологии разрабатывалась художником и на философском уровне, и на буквальном, — рассказала нашему изданию Полина Лобачевская. — Мне хотелось на этот раз сосредоточиться именно на циклах с черепахами и носорогами». Кстати, черепах Плавинский писал и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Иерусалиме, каждый раз наделяя этих персонажей разными свойствами. Неудивительно, что символическая география стала одной из главных сюжетных линий на выставке.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

Большинство произведений для нее взято из коллекции Музея AZ, но включен и ряд работ из других частных собраний. Особый раздел составят редкие фотографии из семейного архива — они предоставлены женой художника Марией и дочерью Елизаветой.

«Сегодня в диалог с классикой авангарда все чаще вступают современные художники», — говорит Полина Лобачевская. Исходя из чего в юбилейную выставку Плавинского включено несколько работ, созданных специально по такому случаю. Метафора из ее заглавия раскрывается в анимированном фильме Михаила Шепилова и Александры Анохиной, а Серафим Инфанте представляет мультимедийную инсталляцию, посвященную графическим сериям главного героя проекта. Взрослым посетителям также адресован документальный фильм Валерия Залотухи «Художник Дмитрий Плавинский» (2011), а детям — интерактивный квест.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

Во время работы выставки обещана также презентация нового альбома «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». В издание, собранное Марией Плавинской, включены все гравюры на металле, когда-либо созданные этим автором. Выход этой книги удачно коррелирует с нынешним музейным проектом, где целый этаж отведен именно под офорты художника.  

Музей AZ
«Носороги на черепашьих бегах в Москве. К 85-летию художника Дмитрия Плавинского»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+