18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В честь Дмитрия Плавинского в Москве устраивают черепашьи бега

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве» в Музее AZ. Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве» в Музее AZ.
Фото: Юрий Пальмин
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

К 85-летию знаменитого нонконформиста Музей AZ подготовил выставку с оригинальным названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Большинство произведений Плавинского — из коллекции самого Музея AZ, но участвуют и современные художники

Начиная с 1960-х годов одной из важных, примечательных фигур на неофициальной художественной сцене Москвы был Дмитрий Плавинский (1937–2012). Буквально с самого начала своего пути он разрабатывал те идеи и пластические представления, которые со временем легли в основу его «структурного символизма». Иначе говоря, любую реальность, житейскую или, напротив, парадную и величественную, художник воспринимал с позиций глубинного, метафизического и мистического ее смысла. Разумеется, смысл этот Плавинский выводил сам, но опирался на многовековой опыт предшественников. Можно сказать, что этот автор начал использовать установки постмодернизма, когда никто в СССР еще и не слышал такого термина.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

К 85-летию художника Музей AZ, созданный Наталией Опалевой, подготовил выставку под названием «Носороги на черепашьих бегах в Москве». По словам Полины Лобачевской, арт-директора музея, автора и куратора проекта, она сама придумала и предложила это название, не лишенное абсурдистской парадоксальности. Образы именно этих двух существ, черепахи и носорога, Дмитрий Плавинский с особым увлечением интерпретировал на протяжении многих лет и в живописи, и в офортах.

Куратор выставки полагает, что в персональной мифологии художника черепахи олицетворяли богатство культуры, а носороги — брутальную мощь мироздания. «Тема древности, мифологии разрабатывалась художником и на философском уровне, и на буквальном, — рассказала нашему изданию Полина Лобачевская. — Мне хотелось на этот раз сосредоточиться именно на циклах с черепахами и носорогами». Кстати, черепах Плавинский писал и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Иерусалиме, каждый раз наделяя этих персонажей разными свойствами. Неудивительно, что символическая география стала одной из главных сюжетных линий на выставке.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

Большинство произведений для нее взято из коллекции Музея AZ, но включен и ряд работ из других частных собраний. Особый раздел составят редкие фотографии из семейного архива — они предоставлены женой художника Марией и дочерью Елизаветой.

«Сегодня в диалог с классикой авангарда все чаще вступают современные художники», — говорит Полина Лобачевская. Исходя из чего в юбилейную выставку Плавинского включено несколько работ, созданных специально по такому случаю. Метафора из ее заглавия раскрывается в анимированном фильме Михаила Шепилова и Александры Анохиной, а Серафим Инфанте представляет мультимедийную инсталляцию, посвященную графическим сериям главного героя проекта. Взрослым посетителям также адресован документальный фильм Валерия Залотухи «Художник Дмитрий Плавинский» (2011), а детям — интерактивный квест.

Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Фото: Юрий Пальмин
Вид экспозиции «Носороги на черепашьих бегах в Москве».
Фото: Юрий Пальмин

Во время работы выставки обещана также презентация нового альбома «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». В издание, собранное Марией Плавинской, включены все гравюры на металле, когда-либо созданные этим автором. Выход этой книги удачно коррелирует с нынешним музейным проектом, где целый этаж отведен именно под офорты художника.  

Музей AZ
«Носороги на черепашьих бегах в Москве. К 85-летию художника Дмитрия Плавинского»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+