18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности

Научное исследование знаменитого полотна «Молочница» Вермеера принесло то, что Рейксмузеум в итоге назвал «поразительными открытиями». Современные методы позволили обнаружить на картине два объекта, которые художник позже записал. Работа также проливает новый свет на технику Яна Вермеера: предположение о том, что он работал медленно и скрупулезно, теперь подвергается сомнению.

«Молочница» (около 1660), купленная амстердамским Рейксмузеумом в 1908 году, до сих пор остается одной из самых популярных работ музея. Это полотно исследовали в ходе подготовки крупнейшей из когда-либо проводившихся выставок Вермеера, которая будет работать с 10 февраля по 4 июня 2023 года. На ней покажут 27 из 35 известных на настоящий момент работ Вермеера. Среди них «Девушка с жемчужной сережкой» (Маурицхёйс), «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии) и «Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства, Вашингтон). Более ранняя ретроспектива в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Маурицхёйсе в Гааге в 1995–1996 годах включала 23 картины.

Полотно исследовали в коротковолновом инфракрасном диапазоне с помощью SWIR-камеры. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Полотно исследовали в коротковолновом инфракрасном диапазоне с помощью SWIR-камеры.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

По словам Тако Диббитса, генерального директора Рейксмузеума, «„Молочница“ к настоящему времени исследована так тщательно, что для нас стало большой неожиданностью появление новых данных, полностью завершающих картину создания произведения». Благодаря самым современным технологиям реставраторы Рейксмузеума, работая с коллегами из Маурицхёйса, смогли разглядеть подмалевок под красочным слоем «Молочницы». На стене за головой женщины проявился эскиз деревянной вешалки для кувшинов. В правом нижнем углу композиции реставраторы обнаружили закрашенную впоследствии корзину. Сплетенная из ивовых веток, она служила подставкой для горшка с тлеющими углями, чтобы согревать младенцев и сушить пеленки. Опись, составленная вскоре после смерти Вермеера, свидетельствует о том, что в его доме пользовались всеми этими предметами.

Фрагмент инфракрасного изображения «Молочницы», на котором видны кувшины, висящие на крючках. Позже они были закрашены. Credit: Rijksmuseum, Amsterdam
Фрагмент инфракрасного изображения «Молочницы», на котором видны кувшины, висящие на крючках. Позже они были закрашены. Credit: Rijksmuseum, Amsterdam

Как пояснил руководитель отдела изящных искусств Рейксмузеума Грегор Вебер, «„Меньше значит больше“ стало своего рода девизом Вермеера: простота, лаконичность, сильные образы не за счет множества отвлекающих деталей, а за счет концентрации на главном».

Подмалевок также дает больше данных о технике художника. Долгое время считалось, что свои произведения он создавал очень медленно, работая с большой точностью. Но, по словам представителя музея, структура подмалевка «ясно показывает, что Вермеер сначала быстро набросал сцену светлыми и темными тонами, прежде чем проработать детали». Выставка Вермеера в следующем году станет самой важной из когда-либо посвященных художнику. Любопытен тот факт, что Коллекция Фрика в Нью-Йорке предложила одолжить всех трех своих Вермееров впервые с тех пор, как они были приобретены столетие назад.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+