18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности

Научное исследование знаменитого полотна «Молочница» Вермеера принесло то, что Рейксмузеум в итоге назвал «поразительными открытиями». Современные методы позволили обнаружить на картине два объекта, которые художник позже записал. Работа также проливает новый свет на технику Яна Вермеера: предположение о том, что он работал медленно и скрупулезно, теперь подвергается сомнению.

«Молочница» (около 1660), купленная амстердамским Рейксмузеумом в 1908 году, до сих пор остается одной из самых популярных работ музея. Это полотно исследовали в ходе подготовки крупнейшей из когда-либо проводившихся выставок Вермеера, которая будет работать с 10 февраля по 4 июня 2023 года. На ней покажут 27 из 35 известных на настоящий момент работ Вермеера. Среди них «Девушка с жемчужной сережкой» (Маурицхёйс), «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии) и «Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства, Вашингтон). Более ранняя ретроспектива в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Маурицхёйсе в Гааге в 1995–1996 годах включала 23 картины.

Полотно исследовали в коротковолновом инфракрасном диапазоне с помощью SWIR-камеры. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Полотно исследовали в коротковолновом инфракрасном диапазоне с помощью SWIR-камеры.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

По словам Тако Диббитса, генерального директора Рейксмузеума, «„Молочница“ к настоящему времени исследована так тщательно, что для нас стало большой неожиданностью появление новых данных, полностью завершающих картину создания произведения». Благодаря самым современным технологиям реставраторы Рейксмузеума, работая с коллегами из Маурицхёйса, смогли разглядеть подмалевок под красочным слоем «Молочницы». На стене за головой женщины проявился эскиз деревянной вешалки для кувшинов. В правом нижнем углу композиции реставраторы обнаружили закрашенную впоследствии корзину. Сплетенная из ивовых веток, она служила подставкой для горшка с тлеющими углями, чтобы согревать младенцев и сушить пеленки. Опись, составленная вскоре после смерти Вермеера, свидетельствует о том, что в его доме пользовались всеми этими предметами.

Фрагмент инфракрасного изображения «Молочницы», на котором видны кувшины, висящие на крючках. Позже они были закрашены. Credit: Rijksmuseum, Amsterdam
Фрагмент инфракрасного изображения «Молочницы», на котором видны кувшины, висящие на крючках. Позже они были закрашены. Credit: Rijksmuseum, Amsterdam

Как пояснил руководитель отдела изящных искусств Рейксмузеума Грегор Вебер, «„Меньше значит больше“ стало своего рода девизом Вермеера: простота, лаконичность, сильные образы не за счет множества отвлекающих деталей, а за счет концентрации на главном».

Подмалевок также дает больше данных о технике художника. Долгое время считалось, что свои произведения он создавал очень медленно, работая с большой точностью. Но, по словам представителя музея, структура подмалевка «ясно показывает, что Вермеер сначала быстро набросал сцену светлыми и темными тонами, прежде чем проработать детали». Выставка Вермеера в следующем году станет самой важной из когда-либо посвященных художнику. Любопытен тот факт, что Коллекция Фрика в Нью-Йорке предложила одолжить всех трех своих Вермееров впервые с тех пор, как они были приобретены столетие назад.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+