18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности

Научное исследование знаменитого полотна «Молочница» Вермеера принесло то, что Рейксмузеум в итоге назвал «поразительными открытиями». Современные методы позволили обнаружить на картине два объекта, которые художник позже записал. Работа также проливает новый свет на технику Яна Вермеера: предположение о том, что он работал медленно и скрупулезно, теперь подвергается сомнению.

«Молочница» (около 1660), купленная амстердамским Рейксмузеумом в 1908 году, до сих пор остается одной из самых популярных работ музея. Это полотно исследовали в ходе подготовки крупнейшей из когда-либо проводившихся выставок Вермеера, которая будет работать с 10 февраля по 4 июня 2023 года. На ней покажут 27 из 35 известных на настоящий момент работ Вермеера. Среди них «Девушка с жемчужной сережкой» (Маурицхёйс), «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии) и «Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства, Вашингтон). Более ранняя ретроспектива в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и Маурицхёйсе в Гааге в 1995–1996 годах включала 23 картины.

Полотно исследовали в коротковолновом инфракрасном диапазоне с помощью SWIR-камеры. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Полотно исследовали в коротковолновом инфракрасном диапазоне с помощью SWIR-камеры.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

По словам Тако Диббитса, генерального директора Рейксмузеума, «„Молочница“ к настоящему времени исследована так тщательно, что для нас стало большой неожиданностью появление новых данных, полностью завершающих картину создания произведения». Благодаря самым современным технологиям реставраторы Рейксмузеума, работая с коллегами из Маурицхёйса, смогли разглядеть подмалевок под красочным слоем «Молочницы». На стене за головой женщины проявился эскиз деревянной вешалки для кувшинов. В правом нижнем углу композиции реставраторы обнаружили закрашенную впоследствии корзину. Сплетенная из ивовых веток, она служила подставкой для горшка с тлеющими углями, чтобы согревать младенцев и сушить пеленки. Опись, составленная вскоре после смерти Вермеера, свидетельствует о том, что в его доме пользовались всеми этими предметами.

Фрагмент инфракрасного изображения «Молочницы», на котором видны кувшины, висящие на крючках. Позже они были закрашены. Credit: Rijksmuseum, Amsterdam
Фрагмент инфракрасного изображения «Молочницы», на котором видны кувшины, висящие на крючках. Позже они были закрашены. Credit: Rijksmuseum, Amsterdam

Как пояснил руководитель отдела изящных искусств Рейксмузеума Грегор Вебер, «„Меньше значит больше“ стало своего рода девизом Вермеера: простота, лаконичность, сильные образы не за счет множества отвлекающих деталей, а за счет концентрации на главном».

Подмалевок также дает больше данных о технике художника. Долгое время считалось, что свои произведения он создавал очень медленно, работая с большой точностью. Но, по словам представителя музея, структура подмалевка «ясно показывает, что Вермеер сначала быстро набросал сцену светлыми и темными тонами, прежде чем проработать детали». Выставка Вермеера в следующем году станет самой важной из когда-либо посвященных художнику. Любопытен тот факт, что Коллекция Фрика в Нью-Йорке предложила одолжить всех трех своих Вермееров впервые с тех пор, как они были приобретены столетие назад.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+