18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портреты королевы и 70 лет британского искусства

Королева Елизавета II позирует художнику Люсьену Фрейду. 2001. Фото: David Dawson
Королева Елизавета II позирует художнику Люсьену Фрейду. 2001.
Фото: David Dawson

Правление королевы Елизаветы II обозначило период, когда британские художники стали в полной мере интернациональными, а ее образ занял важное место в истории мирового искусства второй половины ХХ — начала ХХI века

Сесил Битон. Королева Елизавета II в день коронации. 1953

Сесил Битон. Королева Елизавета II в день ее коронации. 1953 год. Фото: Royal Collection Trust
Сесил Битон. Королева Елизавета II в день ее коронации. 1953 год.
Фото: Royal Collection Trust

Прославленный фотограф и денди, во многом ответственный за создание культа звезд, Сесил Битон превратил юную Елизавету в королеву из сказки. Он познакомился с будущей королевой в 1939 году и на долгие годы стал ее личным фотографом и другом. Для торжественной съемки были специально подготовлены антураж и аксессуары, хотя фон все равно театральный — пририсованная готическая часовня Богоматери в Вестминстерском аббатстве. Украшенная полными регалиями Имперской государственной короны, державой и скипетром, одетая в плащ из горностая и золотое коронационное платье, созданное кутюрье Норманом Хартнеллом, королева кажется сказочным персонажем. Это сочетание блеска и гламура должно было оживить мрачную послевоенную Британию и внушить стране надежду на счастливое будущее.


Арнольд Машен. Профиль Елизаветы II для монетного двора. 1964

Почтовые марки Великобритании с изображением Елизаветы II. Фото: ТАСС
Почтовые марки Великобритании с изображением Елизаветы II.
Фото: ТАСС

Портрет Елизаветы, который видело самое большое число людей в мире. Художник, скульптор и дизайнер Арнольд Машен был избран для создания изображения королевы для монет новой десятичной системы. Этот профиль использовали для всех британских монет до 1984 года, монет Родезии в 1964 году, монет Канады с 1965 по 1989 год, Австралии с 1966 по 1984 год и Новой Зеландии с 1967 по 1985 год. Машен рисовал королеву с натуры (с тех пор они подружились), а затем выполнил барельеф из гипса. По нему были изготовлены штампы. С 1967 года тот же профильный портрет начали использовать на всех стандартных британских марках (кроме более поздних региональных выпусков) вплоть до 2007 года. Не исключено, что именно этот профиль является самым воспроизводимым произведением искусства в истории: на сегодняшний день было выпущено около 320 млрд копий. Несколько раз к королеве обращались с предложениями заменить портрет на марке, и хотя она рассматривала альтернативы, но так и не одобрила никакой другой профиль.


Sex Pistols. «Боже, храни королеву!». 1977

Джейми Рид. Sex Pistols. «Боже, храни королеву!». 1977. Фото: MoMA
Джейми Рид. Sex Pistols. «Боже, храни королеву!». 1977.
Фото: MoMA

Возможно, самый знаменитый в мире образ панковский эстетики — с английской королевой, чей рот заколот английской же булавкой, появился в 1977 году к выходу сингла «Боже, храни королеву» британской группы Sex Pistols. Шокирующая переделка бунтарской группой британского гимна не была удостоена ни одного комментария королевы Елизаветы. Известно несколько вариантов скандальной обложки сингла. Одна из них была создана художником Джейми Ридом.


Энди Уорхол. Из серии «Правящие королевы». 1985

Энди Уорхол. Из серии «Правящие Королевы». 1985. Фото: Sotheby's
Энди Уорхол. Из серии «Правящие Королевы». 1985.
Фото: Sotheby's

Серия с королевами продолжила любимую тему американского художника — портреты богатых, знаменитых и влиятельных, когда-то начавшиеся с Мэрилин Монро и Элвиса Пресли. В 1985 году Уорхол выпустил комплект из 16 изображений представительниц четырех на тот момент правящих династий. Помимо Елизаветы II, он включил туда королеву Нидерландов Беатрикс, датскую королеву Маргрете II и королеву Свазиленда Нтфомби Твала. Каждое из четырех изображений, базирующихся на официальных снимках, было исполнено в четырех разных цветах.

В 2012 году королева Елизавета купила свои четыре портрета из серии в свое собрание. После ее смерти из четырех героинь Уорхола на престоле осталась одна правящая королева — Маргрете Датская.


Сергей Павленко. Парадный портрет королевы Елизаветы II для Worshipful Company of Drapers. 1997

Сергей Павленко. Парадный портрет королевы Елизаветы II. 1997. Фото: Rakov Gallery
Сергей Павленко. Парадный портрет королевы Елизаветы II. 1997.
Фото: Rakov Gallery

Огромный парадный портрет королевы был заказан благотворительной организацией Worshipful Company of Drapers, которую иногда называют «Драпировщики лондонского Сити». Основанная в Средние века, компания первоначально была ассоциацией торговцев шерстью и тканями. Сейчас она превратилась в образовательное, религиозное и благотворительное общество, среди членов которых много представителей аристократии. Портрет был заказан в честь 50-летия членства в организации Елизаветы II. В качестве художника неожиданно для многих был приглашен русский выпускник Академии художеств им. Репина Сергей Павленко, который с 1989 года живет в Англии. Он оправдал возложенные на него надежды — создал огромный по британским меркам, высотой 2,5 м, официальный портрет, предназначенный для главного лондонского зала торжеств «драпировщиков», уже украшенного портретами других монархов. Королева позировала лично и позже вполне одобрила работу.


Люсьен Фрейд. Королева Елизавета II. 2001

Люсьен Фрейд. Королева Елизавета II. 2001. Фото: Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II 2022
Люсьен Фрейд. Королева Елизавета II. 2001.
Фото: Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II 2022

Рассказывают, что племянник Зигмунда Фрейда сам напросился писать английскую королеву, хотя до этого не был замечен в пристрастии к важным особам, его героями были люди из ближнего окружения, вроде пышнотелой социальной работницы, которую он обессмертил в своем портрете «Лежащая социальная работница», ставшем одной из самых дорогих его работ, или обнаженного Ли Боуэри, важного персонажа лондонской богемы. Фрейд предпочитал писать людей нагими. Все это, однако, не испугало королеву, и она согласилась ему позировать. К этому моменту он уже был признан как ключевая фигура «лондонской школы» специфического живописного реализма. Сеансы длились почти два года, с мая 2000 года по декабрь 2001 года. Трудно сказать, зачем их понадобилось так много, — никаких промежуточных и подготовительных стадий крошечного портрета публике не было явлено. Но можно утверждать, что этот далеко не комплиментарный портрет, вызвавший резкую критику, обнажил человеческую ипостась Елизаветы II, как будто смыв с нее королевский глянец.


Крис Левайн. «Легкость бытия». 2008

Крис Левайн. «Легкость бытия». 2008. Фото: National Portrait Gallery
Крис Левайн. «Легкость бытия». 2008.
Фото: National Portrait Gallery

Единственный портрет королевы, где она запечатлена с закрытыми глазами, появился отчасти благодаря случайности. Художник Крис Левайн, специализирующийся на световых лазерных шоу и голографических изображениях, сотрудничающий с такими звездами модной индустрии и массовой культуры, как группа Massive Attack и Филипп Трейси, в 2004 году получил заказ на портрет монархини к 800-летию присоединения острова Джерси к английской короне от фонда наследия острова. Как рассказывал художник в интервью журналу Wallpaper, ему сообщили об этом за два года до даты съемки, чтобы у него была возможность морально подготовиться. Установка оборудования заняла три дня, а сама съемка также длилась достаточно долго, и он предложил королеве в перерывах отдохнуть от яркого света. В результате появился официальный портрет королевы в бриллиантовой диадеме с открытыми глазами под названием «Невозмутимость». Его сочли настолько удачным, что в 2012 году он был помещен на 100-фунтовую банкноту. Второй портрет возник спустя годы после съемки, когда Левайн разбирал свой архив и обнаружил, что вторая цифровая камера снимала королеву, пока она отдыхала. Ему так понравилось медитативное состояние венценосной модели, что он выпустил голографическое изображение под названием «Легкость бытия».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+