Королева Елизавета II, правительница Соединенного Королевства и владелица одной из величайших в мире коллекций произведений искусства, скончалась в возрасте 96 лет. Хотя она постоянно была на виду, на удивление мало известно о ее личных вкусах. Изобразительное искусство, похоже, не занимало значительного места среди ее интересов. Тем не менее, как это ни парадоксально, Елизавета II сделала больше, чем кто-либо из ее прославленных предшественников, чтобы поделиться с обществом своими королевскими сокровищами.
Вот какую коллекцию она курировала: 7,6 тыс. картин (в три раза больше, чем хранится в Национальной галерее), 2 тыс. миниатюр (самый большой в мире фонд) и более 500 тыс. гравюр и рисунков, не говоря уже о мебели, керамике, часах, оружии и доспехах, книгах, фотографиях и, конечно же, драгоценностях короны. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, оно представляет собой ретроспективу личных вкусов монархов за более чем полтысячелетия.
Королевская коллекция имеет необычный статус. Как объясняет ее пресс-секретарь, «королева хранила коллекцию в доверительном управлении как суверен для своих преемников и нации. Это собрание не принадлежит ей как частному лицу». Мы не имеем ни малейшего представления о том, что сама королева на самом деле думала и предпочитала ли она Франца Винтерхальтера, любимого художника королевы Виктории, Энди Уорхолу. Протокол требует, чтобы журналисты никогда не задавали монарху вопросов, и она мало что рассказывала.
Говорить о своих личных вкусах означало бы ослабить свой моральный авторитет.
Юная принцесса Елизавета не ходила в школу, она обучалась дома. Как сообщает королевский сайт, среди предметов были «искусство и музыка». Она выросла среди величайших в мире художественных сокровищ. Но в молодости, окруженный таким богатством, человек либо очаровывается, либо пресыщается.
Когда Елизавета взошла на престол, хранителем картинной галереи королевы был не кто иной, как Энтони Блант, специалист по творчеству Николя Пуссена, профессор Лондонского университета и агент советской разведки, о чем стало известно спустя шесть лет после его выхода на пенсию в 1973 году. Преемниками Бланта на посту хранителя были Оливер Миллар (1972–1988), Кристофер Ллойд (1988–2005) и Десмонд Шоу-Тейлор (2005–2020). Хотя королева принимала формальные решения (в том числе по всем приобретениям и запросам на выдачу в другие музеи), ныне Королевской коллекцией руководит директор, в настоящее время это Тим Нокс, занимающий этот пост с 2018 года.
Энтони Блант был также причастен к созданию Королевской галереи, которая была построена рядом с Букингемским дворцом на месте часовни, разбомбленной люфтваффе в 1940 году. С момента открытия в 1962 году здесь были показаны 82 выставки, основанные на произведениях искусства из Королевской коллекции, до 26 февраля 2023 года открыта экспозиция «Япония: двор и культура».
Но самое большое изменение произошло после катастрофического пожара в Виндзорском замке в 1992 году. До этого коллекция находилась в непосредственном ведении монаршей семьи, но в 1993 году был учрежден благотворительный фонд (траст), ответственный за заботу о произведениях искусства и их показ. Финансируется он за счет доходов, полученных от открытия королевских резиденций для посетителей. Тогда Букингемский дворец стал доступен для посещения летом, во время отсутствия королевы, что обеспечило новый важный источник дохода.
Нововведение отлично сработало, по крайней мере с точки зрения содержания собрания. С 1993 года траст направил большую часть своих средств на три основных проекта: реконструкцию Виндзорского замка после пожара, расширение Королевской галереи в 2002 году и создание новой галереи в Холирудском дворце в Эдинбурге также в 2002 году.
При Елизавете II приоритетными направлениями в работе с коллекцией были организация доступа к ней публики, хранение и инвентаризация.
Многие из лучших произведений искусства можно увидеть в 15 королевских резиденциях, открытых для посетителей (в первую очередь это Виндзорский замок, Букингемский дворец, Холирудский дворец, Хэмптон-Корт, лондонский Тауэр, Осборн-Хаус и Королевский павильон в Брайтоне). Это большая редкость — видеть произведения искусства в исторических интерьерах, для которых они были изначально заказаны или приобретены.
Помимо этого, отдельные выставки проводятся как в Великобритании, так и за рубежом. А некоторые работы предоставляются для проектов, организованных другими музеями и площадками. Не единожды экспонаты из Королевской коллекции бывали и в России.
Крайне серьезно на финансовых результатах работы фонда сказалась пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения. В 2020–2021 финансовом году общее количество посетителей резко сократилось с 3,285 млн до 155 тыс., доход упал с £72 млн до £7 млн. Хотя данные за 2021–2022 годы еще не опубликованы, они могут быть почти такими же неутешительными, поскольку Великобритания только начала выходить из пандемии в начале этого года.
В исследовании, проведенном The Art Newspaper к 50-летию правления Елизаветы II, выяснилось, что за эти полвека были приобретены всего 20 картин, скромное дополнение к имеющимся 7 тыс. И все это портреты: два самой королевы, два придворных и 16 — исторических личностей. Их общую стоимость мы оценили в несколько сотен тысяч фунтов стерлингов. Последующие 20 лет приобретения оставались на таком же уровне.
Помимо Королевской коллекции, Елизавета II была связана с искусством через Королевскую академию художеств, которой монархи покровительствуют на протяжении 250 лет, и непосредственно — через позирование для десятков портретов и знакомство с художниками. Среди них — Пьетро Аннигони и Люсьен Фрейд.
Хотя вовлеченность Елизаветы II в изобразительное искусство, возможно, не была так сильна, ее окружали члены семьи, тесно с ним связанные. Королева-мать была важным коллекционером, покупавшим картины Клода Моне и Альфреда Сислея. Муж Елизаветы II, скончавшийся в апреле 2021 года герцог Эдинбургский, был страстным акварелистом и коллекционером. Ее сын принц Чарльз, теперь король Карл III, еще более талантлив в создании акварелей, чем отец, и обладает глубокими познаниями в области истории архитектуры и сохранения памятников.
Хотя Королевская коллекция действовала от имени королевы, в значительной степени организационными вопросами занимался Чарльз. Он был первым председателем Royal Collection Trust, пробывшим на этой должности 28 лет до марта 2021 года, когда он передал управление банкиру Джеймсу Ли-Пембертону. Эта рокировка была вполне оправдана тем, что Чарльз унаследует трон, и тогда монарху было бы неуместно сохранять председательство.