На выставке в Государственном Русском музее представлено две сотни предметов из музеев и частных коллекций: на первом плане — стулья и кресла, и только на втором — картины и рисунки известных художников с участием мебели. Впрочем, среди дизайнеров стульев и кресел звездных имен не меньше, даже больше — от Карла Росси до Филиппа Старка.
Сначала Юлия Демиденко, куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ГРМ, предлагает зрителю короткий «заплыв» в том, что писательский дуэт Илья Ильф — Евгений Петров назвал «океаном стульев». Несколько предметов показывают разнообразие дизайнерской фантазии за последние два века. Фаянсовый табурет изготовлен в 1830-е годы на заводе Сергея Поскочина в селе Морье под Петербургом. За ним следуют стул в стиле шинуазри, похожий на китайскую лаковую шкатулку, и детское кресло «тет-а-тет» из ореха с обшивкой вощеным ситцем. Такие кресла иногда называют «эсками»: они имеют S-образную форму. Сидящие в них находятся рядом, но обращены в противоположные стороны. Пропускаем кресло-качалку, чтобы сосредоточиться на двух шедеврах советской промышленности 1930-х годов. Кресло-раскладушка может превратиться в спальное место. На царге (это рама, что пояснено схемой, расположенной рядом) указано место изготовления — «МСП. Завод 206». МСП — Министерство судостроительной промышленности СССР. Многофункциональное кресло, вероятно, предназначалось для каюты моряка. Еще экзотичнее складной стул-лестница. Вероятно, использовался тем же моряком. Завершает ряд красное кресло Филиппа Старка Louis Ghost из литого поликарбоната. Как-то знаменитый дизайнер заметил: «Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить вещи элитарности». У Старка получилось, особенно если учесть количество реплик его стульев.
Продолжая неявно ссылаться на роман «12 стульев», куратор называет следующую главу выставки «Стулья из дворца». Собрана мебель из царских и великокняжеских покоев. Кресло из Готлисового гарнитура создано в начале XIX века для Зимнего дворца по проекту архитектора Луиджи Руска. Гарнитур назван так из-за обшивки готлисом — шпалерой, вытканной на Императорской мануфактуре. Через 100 лет архитектор Иван Фомин придумает неоклассическое кресло для петербургского дома Марии Шаховской. В нем использована вышивка шерстью, а само кресло вырезано из палисандра, украшенного инкрустацией и золочением.
Дворцовые кресла окружают парадные портреты. Луи Каравак изобразил цесаревну Наталию Петровну, которая указывает на корону, лежащую на банкетке, тем самым обозначая свой социальный статус. Промышленник Никита Демидов на портрете Луи Токе вальяжно оперся на спинку барочного кресла. Борис Кустодиев изобразил пожилого Дмитрия Сольского, экс-председателя Госсовета, в старомодном кресле, обитом салатным ситцем с обильной вышивкой.
«Стулья русских архитекторов» и «Культовые стулья XIX–ХХ веков» — две поэмы для фанатов дизайна. В первой солируют Росси, Брюллов, Штакеншнейдер. К раритетам относятся стул и табурет Федора Солнцева из Александровского дворца с надписями: «Сядь посиди, от трудов отдохни» и «Сидеть сиди, да не сиднем». Во второй поэме — стул из черешни «Кампанино» Джузеппе Дескальци, вытеснивший его «№ 14» Михаэля Тонета, кресло «Василий» Марселя Бройера, посвященное Кандинскому (авторский экземпляр был подарен художнику), стул для дешевого жилища Standard Жана Пруве, самый популярный в мире табурет Stool 60 Алвара Аалто, первоначально спроектированный для библиотеки в Выборге, стул-монолит Panton Вернера Пантона.
Коллекционер Павел Ульянов, предоставивший на выставку свою мебель, рекомендует обратить внимание на кресло Августа Китшельта (1850-е). Оно сделано из стальной трубки, сохранившей оригинальную окраску под дерево.
Между звездной мебелью не затерялись стул из красного дерева Генриха Гамбса (как без него!) и образец советского ар-деко — круглый, с гнутыми ножками, соединенными подставкой, «стул из гарнитура», он имеет натурную датировку «1936».
В финале зритель может отдохнуть на произведениях современных петербургских и московских дизайнеров, заодно рассматривая «Автопортрет» Евсея Моисеенко и «Портрет Ольги Лупповой с сиренью» Сергея Луппова — оба персонажа уютно сидят на венских стульях. «Портрет Александра Матвеева» кисти Павла Кузнецова, напротив, изображает скульптора, задумчиво примостившегося на крошечном табурете.
Государственный Русский музей
«Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков»
До 10 октября