18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русский музей впервые обратил внимание на мебель

Неизвестный художник. «Зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце». 1901. Фото: Государственный Русский музей
Неизвестный художник. «Зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце». 1901.
Фото: Государственный Русский музей
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

«Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков» — так называется выставка Государственного Русского музея, в первый раз обратившегося к этой богатой теме. Среди 200 предметов множество раритетов

На выставке в Государственном Русском музее представлено две сотни предметов из музеев и частных коллекций: на первом плане — стулья и кресла, и только на втором — картины и рисунки известных художников с участием мебели. Впрочем, среди дизайнеров стульев и кресел звездных имен не меньше, даже больше — от Карла Росси до Филиппа Старка.

Сначала Юлия Демиденко, куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ГРМ, предлагает зрителю короткий «заплыв» в том, что писательский дуэт Илья Ильф — Евгений Петров назвал «океаном стульев». Несколько предметов показывают разнообразие дизайнерской фантазии за последние два века. Фаянсовый табурет изготовлен в 1830-е годы на заводе Сергея Поскочина в селе Морье под Петербургом. За ним следуют стул в стиле шинуазри, похожий на китайскую лаковую шкатулку, и детское кресло «тет-а-тет» из ореха с обшивкой вощеным ситцем. Такие кресла иногда называют «эсками»: они имеют S-образную форму. Сидящие в них находятся рядом, но обращены в противоположные стороны. Пропускаем кресло-качалку, чтобы сосредоточиться на двух шедеврах советской промышленности 1930-х годов. Кресло-раскладушка может превратиться в спальное место. На царге (это рама, что пояснено схемой, расположенной рядом) указано место изготовления — «МСП. Завод 206». МСП — Министерство судостроительной промышленности СССР. Многофункциональное кресло, вероятно, предназначалось для каюты моряка. Еще экзотичнее складной стул-лестница. Вероятно, использовался тем же моряком. Завершает ряд красное кресло Филиппа Старка Louis Ghost из литого поликарбоната. Как-то знаменитый дизайнер заметил: «Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить вещи элитарности». У Старка получилось, особенно если учесть количество реплик его стульев.

Ирина Ярошевич-Гусева. «Автопортрет в кресле». 1985. Фото: Государственный Русский музей
Ирина Ярошевич-Гусева. «Автопортрет в кресле». 1985.
Фото: Государственный Русский музей

Продолжая неявно ссылаться на роман «12 стульев», куратор называет следующую главу выставки «Стулья из дворца». Собрана мебель из царских и великокняжеских покоев. Кресло из Готлисового гарнитура создано в начале XIX века для Зимнего дворца по проекту архитектора Луиджи Руска. Гарнитур назван так из-за обшивки готлисом — шпалерой, вытканной на Императорской мануфактуре. Через 100 лет архитектор Иван Фомин придумает неоклассическое кресло для петербургского дома Марии Шаховской. В нем использована вышивка шерстью, а само кресло вырезано из палисандра, украшенного инкрустацией и золочением.

Дворцовые кресла окружают парадные портреты. Луи Каравак изобразил цесаревну Наталию Петровну, которая указывает на корону, лежащую на банкетке, тем самым обозначая свой социальный статус. Промышленник Никита Демидов на портрете Луи Токе вальяжно оперся на спинку барочного кресла. Борис Кустодиев изобразил пожилого Дмитрия Сольского, экс-председателя Госсовета, в старомодном кресле, обитом салатным ситцем с обильной вышивкой.

«Стулья русских архитекторов» и «Культовые стулья XIX–ХХ веков» — две поэмы для фанатов дизайна. В первой солируют Росси, Брюллов, Штакеншнейдер. К раритетам относятся стул и табурет Федора Солнцева из Александровского дворца с надписями: «Сядь посиди, от трудов отдохни» и «Сидеть сиди, да не сиднем». Во второй поэме — стул из черешни «Кампанино» Джузеппе Дескальци, вытеснивший его «№ 14» Михаэля Тонета, кресло «Василий» Марселя Бройера, посвященное Кандинскому (авторский экземпляр был подарен художнику), стул для дешевого жилища Standard Жана Пруве, самый популярный в мире табурет Stool 60 Алвара Аалто, первоначально спроектированный для библиотеки в Выборге, стул-монолит Panton Вернера Пантона.

Стул Scheletro (Flamingo). По проекту Кари Асикайнена. 1987. Фото: Chairmuseum, Санкт-Петербург
Стул Scheletro (Flamingo). По проекту Кари Асикайнена. 1987.
Фото: Chairmuseum, Санкт-Петербург

Коллекционер Павел Ульянов, предоставивший на выставку свою мебель, рекомендует обратить внимание на кресло Августа Китшельта (1850-е). Оно сделано из стальной трубки, сохранившей оригинальную окраску под дерево.

Между звездной мебелью не затерялись стул из красного дерева Генриха Гамбса (как без него!) и образец советского ар-деко — круглый, с гнутыми ножками, соединенными подставкой, «стул из гарнитура», он имеет натурную датировку «1936».

В финале зритель может отдохнуть на произведениях современных петербургских и московских дизайнеров, заодно рассматривая «Автопортрет» Евсея Моисеенко и «Портрет Ольги Лупповой с сиренью» Сергея Луппова — оба персонажа уютно сидят на венских стульях. «Портрет Александра Матвеева» кисти Павла Кузнецова, напротив, изображает скульптора, задумчиво примостившегося на крошечном табурете. 

Государственный Русский музей
«Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+