В 2002 году, через два года после открытия, Галерея Тейт Модерн объявила о создании «радикально новой площадки для хранения, курирования и экспонирования коллекции» — в открытом космосе. На должность директора этого нового форпоста, получившего название «Тейт в космосе», была назначена художница Сьюзан Коллинз. Она рассказывала, что в собственности музея находится спутник, который будет вращаться вокруг Земли, и на его борту гостям предложат уникальную образовательную программу.
На самом деле это была выдумка. «Многие приняли это за чистую монету, — рассказывает преподавательница факультета реставрации в Университетском колледже Лондона Пип Лоуренсон, — в том числе британские власти, которые пытались проверить, есть ли у Коллинз разрешение на запуск спутника».
Проект Коллинз оказался визионерским, поскольку был посвящен вопросу, который сегодня все громче звучит в мире современного искусства: как внутренние механизмы работы и роль музеев могут становиться центральным предметом исследования художника? И каким образом сделать так, чтобы подобные произведения, которые часто называют процессуальными (time-based) за то, как они отзываются на конкретный момент времени, могли храниться в архиве музея и оставаться доступными и понятными для посетителей в будущем?
Эта проблема обсуждается онлайн на международной конференции Тейт Модерн Reshaping the Collectible: Learning Through Change («Переосмысляя предмет коллекционирования: обучение через перемены»), во время которой ведущие кураторы обсудят вопросы — как этические, так и технические, связанные с хранением и работой с процессуальным, перформативным и так называемым живым искусством в музеях и коллекциях институций (до 16 сентября).
Произведения процессуального искусства часто создаются для существования в единственном измерении или форме. Их жизнь ограничена определенным периодом времени, и они предназначены для восприятия исключительно на протяжении этого периода. Естественным образом само их существование ускользает от конвенциональной структуры музейной коллекции и экспозиции. Поэтому для реставраторов-консерваторов их сохранение связано с множеством нетривиальных проблем. «Куратор понимает, что произведение может получить в музее новую жизнь и по форме оно будет очень сильно отличаться от того, как было представлено первоначально, — говорит Лоуренсон, руководившая организацией конференции. — В коллекции Тейт, МоМА и Центра Помпиду оказываются произведения, бросающие вызов самому представлению о музейном объекте. Художники, чьи работы поступают в эти коллекции, могут оказать очень глубокое влияние на то, как реставраторы думают о них, и такие коллаборации дают музеям возможность переосмыслить самих себя».
Кейт Льюис занимает должность старшего реставратора по программе Агнес Гунд в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и одновременно заведует его отделом реставрации имени Дэвида Бута. В ее сферу ответственности входит обеспечение доступности и экспонирования коллекции МоМА. «Как сделать так, чтобы произведения, созданные и впервые исполненные шесть десятилетий назад, оставались актуальными и видимыми? Чтобы они сохранили свою цельность? Это фундаментальные вопросы, которые должны задавать себе музеи, приобретающие произведения процессуального, живого, перформативного и цифрового искусства», — уверена она.
«Десятилетиями исследователи фокусировались на заботе о материальной культуре, в первую очередь на заботе об объектах, — говорит Льюис. — Но современное искусство представляет собой стремительно развивающуюся сферу новых медиа и новых практик, исследующих самые актуальные проблемы».
В рамках исследовательского гранта 2018 года от Фонда Эндрю Меллона кураторы Тейт исследовали экспериментальную видео- и музыкальную работу Тони Конрада «Десять лет жизни на бесконечной равнине» (1972). Они тесно сотрудничали с теми, кто был занят в первом исполнении произведения, и с самим Конрадом, чтобы лучше понять, как обеспечить дальнейшую жизнь этой работы в коллекции Тейт, и составить инструкции для ее будущих исполнений.
Луиз Лоусон, исполняющая обязанности главы отдела реставрации в Тейт, уверена, что эта конференция даст возможность тем, кто связан с музейной реставрацией, «переосмыслить то, как мы относимся к своей деятельности и как мы ее выполняем».
«Для работы с различными формами „живых“ практик, опирающихся на разные традиции и источники, необходима очень широкая и одновременно глубокая экспертиза», — говорит Лоусон.
«С тех пор как Конрад создал это произведение, мир успел очень сильно измениться», — подчеркивает Лоуренсон. На конференции представят результаты новых исследований, используя работы Конрада и Коллинз в качестве примеров.