18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Польша претендует на картины из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина

Очередь в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1955-1957. Фото: Главархив Москвы
Очередь в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1955-1957.
Фото: Главархив Москвы

Россия не согласна с претензиями польской стороны на семь полотен и называет их юридически необоснованными. С начала 2000-х годов было направлено 20 заявок на реституцию, содержащих несколько тысяч отдельных объектов

Руководство Польши направило в адрес России заявки на реституцию произведений искусства, вывезенных в СССР во время Второй мировой войны. Об этом сообщается на сайте Министерства культуры и национального наследия Польши. Все они, по данным польской стороны, находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Речь идет о семи картинах. В частности, это «Поклонение младенцу» Лоренцо ди Креди (Познанское общество друзей наук), «Два святых» Аретино Спинелло и «Христос и грешница» круга Луки Джордано (коллекция Чарторыйских, Голуховский замок), «Портрет художника» круга Валантена де Булоня (Силезский художественный музей, сгорел после бомбардировки в 1945 году).

В ответ спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что реституционные претензии властей Польши в адрес России на эти объекты культуры являются юридически необоснованными.

«В нынешних условиях беспрецедентных санкций в отношении Российской Федерации, „отмены“ российской культуры в Европе предъявление подобных претензий со стороны европейских государств считаю безнравственным», — цитирует его ТАСС. Швыдкой добавил, что любые подобные притязания должны быть в первую очередь юридически обоснованными и напомнил, что после войны СССР вернул Польше ряд принадлежащих ей произведений искусства. По его словам, на данный момент российская сторона не видит оснований для обсуждения данных претензий Польши.

В Польше полагают, что на территории России и бывших союзных республик могут находиться работы Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха Старшего, рукопись Юлиуша Словацкого «Дневник путешествия на Восток» и нумизматическая коллекция из Мальборка, насчитывающая более 14 тыс. объектов, хотя установить точное число вывезенных работ не представляется возможным.

Вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глинский. Фото: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej
Вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глинский.
Фото: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej

Всего же, как говорится на сайте польского культурного ведомства, после 2000 года России было направлено 20 заявок на реституцию, содержащих несколько тысяч отдельных объектов. Они были переданы тремя траншами — в 2004, 2012 и 2014 годах. Но правительство России, утверждает польская сторона, претензии не рассматривало.

Всего же сейчас в 15 странах мира идет около 130 процессов реституции в пользу Польши. По данным вице-премьера, министра культуры и национального наследия профессора Петра Глинского, уже к 1942 году потери составили более половины всего музейного фонда Польши. В напоминание об этом в стране запущен общенациональный проект «Пустые рамы».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+