18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Авангард вернулся с гастролей в родной Екатеринбург

Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Екатеринбургский музей изобразительных искусств показывает свою коллекцию русского авангарда, весной застрявшую на гастролях в Южной Корее, но потом благополучно вернувшуюся домой, в чем можно убедиться на выставке. Все 63 произведения в наличии

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) показывает в полном составе свое собрание русского авангарда, о судьбе которого минувшей весной пришлось немного поволноваться. Коллекция из 63 картин, включая такие жемчужины, как «Импровизация № 217. Серый овал» (1917) Василия Кандинского и «Супрематизм» (1915) Казимира Малевича, в конце прошлого года отправилась в Южную Корею для участия в выставке «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард. Искусство революции» в сеульском культурном центре «Седжонг». Работы на выставку предоставили и другие российские музеи, однако основой экспозиции была именно обширная коллекция ЕМИИ. На фоне ухудшения внешнеполитической обстановки, опасаясь трудностей с логистикой, российские организаторы попросили прервать выставку и вернуть экспонаты на две недели раньше срока, однако корейская сторона отказалась. В конце концов картины, хотя и с некоторой задержкой, удалось вывезти через Стамбул в Москву, откуда они отбыли уже в родные города.

Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На волне такого внимания к своей коллекции ЕМИИ решил показать ее городу целиком. Работы переодели в новые рамы и выставили в самом статусном зале музея — Центре «Эрмитаж — Урал» на улице Вайнера. Выставку назвали «Великий переход», намекая одновременно и на революционную трансформацию в русском искусстве начала XX века, и на недавний сложный «переход» представленных произведений с Корейского полуострова на родину. Впрочем, помимо картин-гастролеров, в экспозиции присутствуют и никем прежде не виденные вещи — это их первый выход в свет после реставрации.

Выставка «Великий переход» примечательна тем, что создает в микромодели цельную картину развития до сих пор самого востребованного и волнующего периода отечественного искусства — от сезаннизма «Бубнового валета» до редкого для России экспрессионизма Владимира Бехтеева. Причем показывает ее на действительно качественных и выразительных примерах, достойных первых музеев страны, начиная с неопримитивистских «Улицы в провинции» и «Еврейской Венеры» Михаила Ларионова, кубистической «Кухни» Надежды Удальцовой и контрсупрематической «Беспредметной композиции» Александра Родченко и заканчивая лаконичными натюрмортами Давида Штеренберга, проунами Эль Лисицкого и уникальным синтезом символизма и постимпрессионизма — «Красными конями» Всеволода Ульянова.

Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Поступившие скопом в Екатеринбург в основном из Государственного музейного фонда еще в 1920 году, картины, отобранные самими авангардистами, оставались в целости все советские годы, а после «реабилитации» русского авангарда украшали собой репрезентативные международные экспозиции. После «Великого перехода» они отправятся на плановую реставрацию, чтобы к 300-летию Екатеринбурга в 2023 году составить постоянную экспозицию в здании музея на Воеводина, 5. 

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Центр «Эрмитаж — Урал»
«Великий переход»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+