18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Авангард вернулся с гастролей в родной Екатеринбург

Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Екатеринбургский музей изобразительных искусств показывает свою коллекцию русского авангарда, весной застрявшую на гастролях в Южной Корее, но потом благополучно вернувшуюся домой, в чем можно убедиться на выставке. Все 63 произведения в наличии

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) показывает в полном составе свое собрание русского авангарда, о судьбе которого минувшей весной пришлось немного поволноваться. Коллекция из 63 картин, включая такие жемчужины, как «Импровизация № 217. Серый овал» (1917) Василия Кандинского и «Супрематизм» (1915) Казимира Малевича, в конце прошлого года отправилась в Южную Корею для участия в выставке «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард. Искусство революции» в сеульском культурном центре «Седжонг». Работы на выставку предоставили и другие российские музеи, однако основой экспозиции была именно обширная коллекция ЕМИИ. На фоне ухудшения внешнеполитической обстановки, опасаясь трудностей с логистикой, российские организаторы попросили прервать выставку и вернуть экспонаты на две недели раньше срока, однако корейская сторона отказалась. В конце концов картины, хотя и с некоторой задержкой, удалось вывезти через Стамбул в Москву, откуда они отбыли уже в родные города.

Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На волне такого внимания к своей коллекции ЕМИИ решил показать ее городу целиком. Работы переодели в новые рамы и выставили в самом статусном зале музея — Центре «Эрмитаж — Урал» на улице Вайнера. Выставку назвали «Великий переход», намекая одновременно и на революционную трансформацию в русском искусстве начала XX века, и на недавний сложный «переход» представленных произведений с Корейского полуострова на родину. Впрочем, помимо картин-гастролеров, в экспозиции присутствуют и никем прежде не виденные вещи — это их первый выход в свет после реставрации.

Выставка «Великий переход» примечательна тем, что создает в микромодели цельную картину развития до сих пор самого востребованного и волнующего периода отечественного искусства — от сезаннизма «Бубнового валета» до редкого для России экспрессионизма Владимира Бехтеева. Причем показывает ее на действительно качественных и выразительных примерах, достойных первых музеев страны, начиная с неопримитивистских «Улицы в провинции» и «Еврейской Венеры» Михаила Ларионова, кубистической «Кухни» Надежды Удальцовой и контрсупрематической «Беспредметной композиции» Александра Родченко и заканчивая лаконичными натюрмортами Давида Штеренберга, проунами Эль Лисицкого и уникальным синтезом символизма и постимпрессионизма — «Красными конями» Всеволода Ульянова.

Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Поступившие скопом в Екатеринбург в основном из Государственного музейного фонда еще в 1920 году, картины, отобранные самими авангардистами, оставались в целости все советские годы, а после «реабилитации» русского авангарда украшали собой репрезентативные международные экспозиции. После «Великого перехода» они отправятся на плановую реставрацию, чтобы к 300-летию Екатеринбурга в 2023 году составить постоянную экспозицию в здании музея на Воеводина, 5. 

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Центр «Эрмитаж — Урал»
«Великий переход»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+