18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Авангард вернулся с гастролей в родной Екатеринбург

Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Илья Машков. «Дама в кресле». 1913. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Екатеринбургский музей изобразительных искусств показывает свою коллекцию русского авангарда, весной застрявшую на гастролях в Южной Корее, но потом благополучно вернувшуюся домой, в чем можно убедиться на выставке. Все 63 произведения в наличии

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) показывает в полном составе свое собрание русского авангарда, о судьбе которого минувшей весной пришлось немного поволноваться. Коллекция из 63 картин, включая такие жемчужины, как «Импровизация № 217. Серый овал» (1917) Василия Кандинского и «Супрематизм» (1915) Казимира Малевича, в конце прошлого года отправилась в Южную Корею для участия в выставке «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард. Искусство революции» в сеульском культурном центре «Седжонг». Работы на выставку предоставили и другие российские музеи, однако основой экспозиции была именно обширная коллекция ЕМИИ. На фоне ухудшения внешнеполитической обстановки, опасаясь трудностей с логистикой, российские организаторы попросили прервать выставку и вернуть экспонаты на две недели раньше срока, однако корейская сторона отказалась. В конце концов картины, хотя и с некоторой задержкой, удалось вывезти через Стамбул в Москву, откуда они отбыли уже в родные города.

Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1915.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На волне такого внимания к своей коллекции ЕМИИ решил показать ее городу целиком. Работы переодели в новые рамы и выставили в самом статусном зале музея — Центре «Эрмитаж — Урал» на улице Вайнера. Выставку назвали «Великий переход», намекая одновременно и на революционную трансформацию в русском искусстве начала XX века, и на недавний сложный «переход» представленных произведений с Корейского полуострова на родину. Впрочем, помимо картин-гастролеров, в экспозиции присутствуют и никем прежде не виденные вещи — это их первый выход в свет после реставрации.

Выставка «Великий переход» примечательна тем, что создает в микромодели цельную картину развития до сих пор самого востребованного и волнующего периода отечественного искусства — от сезаннизма «Бубнового валета» до редкого для России экспрессионизма Владимира Бехтеева. Причем показывает ее на действительно качественных и выразительных примерах, достойных первых музеев страны, начиная с неопримитивистских «Улицы в провинции» и «Еврейской Венеры» Михаила Ларионова, кубистической «Кухни» Надежды Удальцовой и контрсупрематической «Беспредметной композиции» Александра Родченко и заканчивая лаконичными натюрмортами Давида Штеренберга, проунами Эль Лисицкого и уникальным синтезом символизма и постимпрессионизма — «Красными конями» Всеволода Ульянова.

Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Михаил Ларионов. «Еврейская Венера». 1912. Фрагмент.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Поступившие скопом в Екатеринбург в основном из Государственного музейного фонда еще в 1920 году, картины, отобранные самими авангардистами, оставались в целости все советские годы, а после «реабилитации» русского авангарда украшали собой репрезентативные международные экспозиции. После «Великого перехода» они отправятся на плановую реставрацию, чтобы к 300-летию Екатеринбурга в 2023 году составить постоянную экспозицию в здании музея на Воеводина, 5. 

Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Центр «Эрмитаж — Урал»
«Великий переход»
До 2 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+