18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Фонд In artibus демонстрирует самодостаточность рисунков Владимира Вейсберга

Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая».
Фото: Собрание Инны Баженовой
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Московский фонд In artibus представляет выставку «Рисунки Вейсберга», доказывая, что для художника графика была самостоятельным видом искусства, а не чем-то подготовительным

Именно с показа произведений Владимира Вейсберга (1924–1985) началась восемь лет назад выставочная программа московского фонда In artibus. Тогда это был большой межмузейный проект с привлечением ряда частных коллекционеров. В нем, как и на другой вейсберговской выставке, проходившей в том же пространстве в 2018 году, преобладала живопись мастера. Новое возвращение к его творчеству еще раз дает понять, что фигура Вейсберга для фонда отнюдь не проходная. Сейчас акцент сделан на рисунках: их здесь около 40, а вдобавок демонстрируется несколько акварелей. Все эти листы происходят из собрания Инны Баженовой, основателя институции.

То, что Владимир Вейсберг известен главным образом как живописец, вполне объяснимо и во многом справедливо: это соответствовало его собственным устремлениям и задачам. Недаром его творческую эволюцию искусствовед Анна Чудецкая охарактеризовала как движение «от цвета к свету» — такая формула даже вынесена в заглавие ее относительно недавней монографической книги о художнике. Тем не менее рисунок и — шире — графика играли в творческом процессе Вейсберга существенную роль. «Среди его современников трудно найти художника, который бы в большей степени демонстрировал то, что рисунок не подготовительный этап для какой-то более серьезной, например живописной, работы, а самостоятельный вид искусства», — полагает главный куратор фонда In artibus Елена Руденко.

Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Вейсберга относят к числу художников-нонконформистов, но этот статус вовсе не был связан с его активным противостоянием соцреализму. Он попросту не обращал никакого внимания на официальные доктрины, полностью сосредоточившись на собственной программе, эстетической и философской. В его работах нет ерничества, формалистического вызова или социального пафоса, они всегда подчинены одной всеобъемлющей цели — перевести умозрительные, порой чисто теоретические построения на язык визуальности. Художник не был приверженцем абстрактных образов и работал только с реальными, доступными глазу наблюдателя, однако работал так, чтобы предметность или телесность уступали место сложной, но определенно считываемой гармонии. «Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями, — провозглашал Владимир Вейсберг. — Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».

Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара».
Фото: Собрание Инны Баженовой

Метафизические намерения автора, пожалуй, нагляднее всего проявлены именно в его живописи. Тем не менее рисунки, карандашные или тушевые, служат той же цели. Пусть и служат несколько по-разному: если многочисленные обнаженные чаще исполняют роль знака, короткой формулы, то в пейзажах, где соединены, как правило, пленэр и концепция, куда больше ощущается работа со структурой, «организация хаоса, для всего творчества Вейсберга едва ли не основная», по определению Елены Руденко. Эти два жанра со всеми их внутренними дрейфами, которые были свойственны и работам, и самому мышлению художника на протяжении 1960–1980-х годов, главенствуют на нынешней выставке.  

Фонд In artibus
«Рисунки Вейсберга»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+