18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев

Эскиз костюма Артура Грея к фильму «Алые паруса» (1960) режиссера Александра Птушко. Фрагмент. Фото: Фонд Российской государственной библиотеки искусств
Эскиз костюма Артура Грея к фильму «Алые паруса» (1960) режиссера Александра Птушко. Фрагмент.
Фото: Фонд Российской государственной библиотеки искусств
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии

Новости западных аукционов постоянно пестрят заголовками наподобие «Установлен рекорд на платье Одри Хёпберн из „Завтрака у Тиффани“» или «Туфельки Дороти из „Волшебника страны Оз“ приобрел частный коллекционер». В российском, вернее, советском кинематографе культовых предметов реквизита тоже было немало, однако разница в их бытовании велика. Голливудский реквизит, будучи частной собственностью, постоянно курсирует из рук в руки, обрастая и ликвидностью, и романтическим флером. Советский же реквизит аккумулировался в хранилищах государственных киностудий, скапливаясь там грудами позабытых сокровищ. Виновато и небольшое число серьезных публикаций на эту тему, хотя интернет наполнен постами от фанатов-кинолюбителей, расследующих истории платья Нади из «Иронии судьбы» или сапог Верочки из «Служебного романа».

Ниша определенно есть — и ее уже начали заполнять. Издательство Дединского основало серию «Отечественные художники по костюмам», и вот перед нами первый выпуск — роскошный альбом с подробной фотосъемкой. Он посвящен человеку, чье творчество само понятие «советский кинокостюм» для широкого зрителя, пожалуй, и символизирует. Ольга Кручинина (1917–2007) работала с Александром Птушко над «Садко», «Ильей Муромцем», «Сказкой о царе Салтане» и другими фильмами, была художником по костюмам в «Хождении за три моря» и «Отелло», «Днях Турбиных» и «Мимино». Наконец, с Эльдаром Рязановым она сотворила «Гусарскую балладу», «Зигзаг удачи» и «Иронию судьбы». А еще Кручинина основала во ВГИКе мастерскую «Художник-постановщик по костюму кино и телевидения», воспитав несколько поколений специалистов.

Харькова Д., Жигмунд И. Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам. М.: Издательство Дединского, 2022. 296 с.: ил
Харькова Д., Жигмунд И. Ольга Кручинина. Костюмы к известным фильмам. М.: Издательство Дединского, 2022. 296 с.: ил

В красивом издании с макросъемкой костюмов, разглядывать которые одно удовольствие, собрали, помимо изображений уцелевших предметов, их эскизы, а также архивные фотографии процесса кино­съемок и изготовления реквизита, кадры из фильмов. Особая ценность — фрагменты из воспоминаний главной героини книги, в которых она рассказывает о том или ином эпизоде. Например, как актер Борис Андреев на «Илье Муромце» (1956), долго снимаясь под жарким солнцем, получил ожоги от раскалившихся наручей доспехов. Или с каким трудом, дав объявление в газете и приобретя у кого-то дореволюционную балетную пачку, добыли стразы для украшения кокошника в «Руслане и Людмиле».

Фрагмент костюма князя Владимира к фильму «Руслан и Людмила» (1972) режиссера Александра Птушко. Фото: Анатолий Лагутин
Фрагмент костюма князя Владимира к фильму «Руслан и Людмила» (1972) режиссера Александра Птушко.
Фото: Анатолий Лагутин

Тема постоянного преодоления, добычи дефицита, создания шедевра роскоши буквально из паутины и мешковины — одна из важных линий книги. Да, постановочный реквизит всегда славился тем, что создавал иллюзию богатства, однако Кручинина начала работать в 1945 году, когда даже материалов для создания иллюзии практически не было. Другой важный момент книги — большое количество опубликованной графики, первоначальных эскизов. Как рассказала нам Ирина Жигмунд, соавтор альбома вместе с Диной Харьковой, в основном рисунки предоставлены Российской государственной библио­текой искусств (РГБИ). Здесь хранится много графики Кручининой; по сути, библиотека и стала инициатором издания, стремясь опубликовать часть своих фондов.

Немалую работу пришлось проделать и в хранилищах «Мосфильма». Костюмы из классических фильмов выведены в специальный предметно-мемориальный фонд, однако они не были там разобраны и атрибутированы — соавторы вместе с сотрудниками фонда опознавали их на основе скриншотов и эскизов. Многие из этих вещей в плохой сохранности, не отреставрированы и не выставляются, так что эта съемка имеет особую ценность.

Следующую книгу из этой серии обещают посвятить Нэлли Фоминой, художнику по костюмам фильмов «Солярис», «Анна Каренина», «О бедном гусаре замолвите слово» и других.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+