18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставку Documenta 15 обвинили в цензуре

Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15. Фото: EPA/SASCHA STEINBACH
Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15.
Фото: EPA/SASCHA STEINBACH

Призыв консультативного совета выставки убрать из программы серию фильмов коллектива Subversive Film, посвященных истории Палестины, вызвал осуждение со стороны кураторов и комитета, отвечающего за художественное руководство Documenta

Выставка современного искусства Documenta 15, открытая до 25 сентября в немецком Касселе, вновь оказалась в центре скандала. В этот раз группа консультантов, отвечающая за надзор за программами, рекомендовала прекратить показ серии фильмов Tokyo Reels коллектива Subversive Film, посчитав их пропалестинской пропагандой, наполненной «антисемитскими и антисионистскими декорациями».

Предложение вызвало осуждение со стороны кураторов — индонезийской арт-группы Ruangrupa — и Комитета по художественному руководству ярмарки, посчитавших это попыткой цензуры. «Давление со стороны СМИ и политиков на команду Documenta стало невыносимым. Этим заявлением мы хотим защитить их необычайно тяжелую работу и преданность делу», — говорится в письме комитета, среди подписантов которого Фрэнсис Моррис, директор Тейт Модерн, и южноафриканский куратор Габи Нгкобо.

Обвинения в антисемитизме преследуют Documenta 15 с января, когда немецкие СМИ и местные политики еще на этапе подготовки выставки заподозрили Ruangrupa в том, что те, пригласив палестинских художников, потворствуют радикальным активистам и поддерживают культурный бойкот Израиля. Пик скандала пришелся на демонстрацию в середине июля произведения соотечественников кураторов — коллектива Taring Padi (в переводе «рисовые клыки»), работающего в жанре политической агитации. В самом центре Касселя, на поле перед основными площадками Documenta 15, они развернули гигантский баннер, который являлся фоном для сотни «ваянг карду» — карикатурных фигур диктаторов, олигархов, коррупционеров и генералов, которые можно было бы использовать на демонстрациях, как во времена студенчества художников, когда они принимали активное участие в политической жизни Индонезии. Рассматривать фигуры было настолько увлекательно, что только на второй день зрители обратили внимание на сам баннер под названием «Народное правосудие», на котором можно было заметить откровенно антисемитские образы солдат со свиными головами в шлемах с надписью «Моссад» (израильская разведка). На фоне этого скандала генеральный директор Documenta Сабина Шорман подала в отставку.

Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время). Фото: Subversive Film
Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время).
Фото: Subversive Film

Сейчас авторы обращения призывают наблюдательный совет сделать так, чтобы выставка Documenta 15 могла оставаться полностью открытой до ее запланированного окончания 25 сентября. «Мы считаем, что любой отказ сделать это и капитуляция перед политическим вмешательством будут очень сурово осуждены историей», — заявляют они. Выступают против запрета фильмов и более 100 человек из участников выставки, подписавшие открытое письмо.

На сайте выставки говорится, что, используя фильмы, из-за которых разгорелся спор, Subversive Film стремится пролить свет на «забытую и до сих пор не задокументированную антиимпериалистическую солидарность между Японией и Палестиной». Соучредитель Subversive Film Моханад Якуби сообщил The Art Newspaper, что окончательное решение о том, снимать ли видео с показа, будет принято до конца этой недели.

Материалы по теме:
Полный «лумбунг» на Documenta 15
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+