18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В окрестностях Багдада обнаружен древний город

Древнее парфянское поселение, обнаруженное археологической экспедицией в Аль-Сувейре. Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
Древнее парфянское поселение, обнаруженное археологической экспедицией в Аль-Сувейре.
Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным

Археологические раскопки в Аль-Сувейре, расположенной в 60 км южнее столицы Ирака, привели к открытию древнего парфянского города. Государственный комитет по делам древностей и наследия Ирака (SBAH) сообщил о том, что недавно снаряженная 150-дневная экспедиция в ходе работ в Абу-Гафиле, рядом с авиабазой Аль-Сувейра, обнаружила архитектурные конструкции, а также 233 артефакта, которые переданы в Национальный музей Ирака в Багдаде.

«Мы начали раскопки на двух холмах возле Абу-Гафила, — объясняет руководитель экспедиции, археолог Мухаммед Сабри. — Главным результатом стало открытие поселения парфянского периода, которое, по моему мнению, носило вассальный характер». Найденные артефакты, говорит Сабри, представляют собой преимущественно предметы домашнего хозяйства, включая «типичный парфянский кувшин с наклонным основанием, весьма распространенный в ту эпоху». Парфянское царство, простиравшееся между Римской империей и Китаем, существовало на этой территории с 247 года до н.э. по 224 год н.э. Через него пролегал когда-то знаменитый Шелковый путь; здесь переплетались персидская, эллинистическая и некоторые другие региональные культуры.

Сабри рассказывает, что этот археологический участок возле авиабазы, служившей в 1980-е годы, во время войны с Ираном, опорным пунктом противовоздушной обороны Багдада, официально был зарегистрирован в 2017 году, хотя не исключено, что он уже был поверхностно обследован американским ученым Макгуайром Гибсоном еще в середине прошлого века.

«Согласно последним данным SBAH, в Ираке насчитывается около 15 тыс. участков, имеющих археологические перспективы, — как учтенных, так и незарегистрированных, — говорит Сабри. — Чтобы полноценно обследовать их все, понадобится кропотливая научная работа, требующая терпения, колоссальных бюджетов и консолидации усилий тысяч архео­логов». Сейчас SBAH разработал планы ведения раскопок на ограниченном числе участков — помимо тех, где археологические проекты уже реализуются.

Около 233 артефактов были отправлены в Музей Ирака в Багдаде, включая эту хорошо сохранившуюся вазу. Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
Около 233 артефактов были отправлены в Музей Ирака в Багдаде, включая эту хорошо сохранившуюся вазу.
Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage

Хаос и нестабильность недавнего военного времени, а также пандемия коронавируса существенно притормозили деятельность SBAH. Однако археолог Тобин Харт­нелл из Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака в Сулеймании отмечает, что даже при Саддаме Хусейне «многим археологическим участкам, относящимся к парфянскому периоду, не уделялось должного внимания, поскольку повышение интереса к истории Персидского царства казалось нежелательным на фоне шедшей тогда ирано-иракской войны».

Исключение, по словам Хартнелла, составляла Хатра, которая пользовалась поддержкой Саддама из-за ее связи с арабскими правителями. «Большинство археологических проектов, — говорит американский ученый, — охватывало скорее территории близ Тигра и Евфрата, нежели западные районы страны. Во многом из-за этого парфянская часть иракского исторического наследия до сих пор остается недооцененной».  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+