18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В окрестностях Багдада обнаружен древний город

Древнее парфянское поселение, обнаруженное археологической экспедицией в Аль-Сувейре. Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
Древнее парфянское поселение, обнаруженное археологической экспедицией в Аль-Сувейре.
Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным

Археологические раскопки в Аль-Сувейре, расположенной в 60 км южнее столицы Ирака, привели к открытию древнего парфянского города. Государственный комитет по делам древностей и наследия Ирака (SBAH) сообщил о том, что недавно снаряженная 150-дневная экспедиция в ходе работ в Абу-Гафиле, рядом с авиабазой Аль-Сувейра, обнаружила архитектурные конструкции, а также 233 артефакта, которые переданы в Национальный музей Ирака в Багдаде.

«Мы начали раскопки на двух холмах возле Абу-Гафила, — объясняет руководитель экспедиции, археолог Мухаммед Сабри. — Главным результатом стало открытие поселения парфянского периода, которое, по моему мнению, носило вассальный характер». Найденные артефакты, говорит Сабри, представляют собой преимущественно предметы домашнего хозяйства, включая «типичный парфянский кувшин с наклонным основанием, весьма распространенный в ту эпоху». Парфянское царство, простиравшееся между Римской империей и Китаем, существовало на этой территории с 247 года до н.э. по 224 год н.э. Через него пролегал когда-то знаменитый Шелковый путь; здесь переплетались персидская, эллинистическая и некоторые другие региональные культуры.

Сабри рассказывает, что этот археологический участок возле авиабазы, служившей в 1980-е годы, во время войны с Ираном, опорным пунктом противовоздушной обороны Багдада, официально был зарегистрирован в 2017 году, хотя не исключено, что он уже был поверхностно обследован американским ученым Макгуайром Гибсоном еще в середине прошлого века.

«Согласно последним данным SBAH, в Ираке насчитывается около 15 тыс. участков, имеющих археологические перспективы, — как учтенных, так и незарегистрированных, — говорит Сабри. — Чтобы полноценно обследовать их все, понадобится кропотливая научная работа, требующая терпения, колоссальных бюджетов и консолидации усилий тысяч архео­логов». Сейчас SBAH разработал планы ведения раскопок на ограниченном числе участков — помимо тех, где археологические проекты уже реализуются.

Около 233 артефактов были отправлены в Музей Ирака в Багдаде, включая эту хорошо сохранившуюся вазу. Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
Около 233 артефактов были отправлены в Музей Ирака в Багдаде, включая эту хорошо сохранившуюся вазу.
Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage

Хаос и нестабильность недавнего военного времени, а также пандемия коронавируса существенно притормозили деятельность SBAH. Однако археолог Тобин Харт­нелл из Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака в Сулеймании отмечает, что даже при Саддаме Хусейне «многим археологическим участкам, относящимся к парфянскому периоду, не уделялось должного внимания, поскольку повышение интереса к истории Персидского царства казалось нежелательным на фоне шедшей тогда ирано-иракской войны».

Исключение, по словам Хартнелла, составляла Хатра, которая пользовалась поддержкой Саддама из-за ее связи с арабскими правителями. «Большинство археологических проектов, — говорит американский ученый, — охватывало скорее территории близ Тигра и Евфрата, нежели западные районы страны. Во многом из-за этого парфянская часть иракского исторического наследия до сих пор остается недооцененной».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+