У нынешней выставки есть предыстория. С 1973 по 1995 год директором музея «Новый Иерусалим» был Василий Фролович Нижегородов (1927–1995), кадровый военный и подполковник в отставке. При нем взорванный в первые месяцы войны Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (а музей располагался в его стенах) начали реставрировать и восстанавливать как культурный центр. Одним из эпохальных шагов директора Нижегородова стало приглашение на работу целого пула выпускников отделения истории искусств МГУ. Они составили научный костяк, который трудится в музее до сих пор! Начиная с 1977 года амбициозные научные сотрудники (Людмила Денисова, Галина Зеленская, Людмила Черненилова и другие) формировали там коллекцию актуального искусства, что, в общем-то, для краеведческого подмосковного музея было из ряда вон выходящей стратегией. Они не покупали условный концептуализм, Кабакова или Пригова (да и кто бы в Министерстве культуры СССР выделил на это деньги?) — они приобретали полуопальных, но высоко ценимых Владимира Вейсберга, Андрея Гросицкого, Анатолия Слепышева и других живописцев, как определила их коллекционер Любовь Агафонова, с французским эхом и внутренним нарративом, литературностью.
Сегодня почти никто, кроме хранителей, не знает, какие сокровища спрятаны в запасниках музея. По ряду причин из коллекции пока не сделали постоянную экспозицию, но каждый год демонстрируют отдельные ее части, меняя ракурс. Вот и нынешняя выставка «[Нe]суровый стиль» (ее составили 70 произведений) призвана рассказать о лирическом направлении «левого МОСХа». Некоторых авторов куратор Людмила Денисова выделила особо.
Во-первых, это Игорь Купряшин (1934–1977), с которым музейные сотрудники дружили во времена юности. Выпускник Суриковки, приятель Виктора Попкова, Купряшин обладал собственной созерцательной и гедонистической интонацией, которая делает его продолжателем предреволюционного символизма. Стилистически он наследовал Виктору Борисову-Мусатову и Павлу Кузнецову. Он много ездил по стране, и его путевые рисунки (если обобщить) полны света, воздуха, счастья и радости. «Светлый дар изголодавшейся душе» — так определил его творчество один из зрителей. «Новый Иерусалим» обладает едва ли не самой большой в стране коллекцией работ этого рано ушедшего художника: здесь хранится более 40 картин и полсотни рисунков и акварелей.
Противоположность Купряшину — Александр Подколзин (1921–2006), человек сложной судьбы, из крестьян, рано оставшийся сиротой, прошедший войну. Сам факт, что он выучился на художника, был достижением на пределе возможностей. Живопись Подколзина полна неизбывной тоски, и требуется некоторое усилие, чтобы насладиться его тонкими градациями серого. «…В своих серых, написанных одним тоном пейзажах, — комментирует Людмила Денисова, — он достигает почти „беспредметности“, пишет почти „ничто“… приходит к… „молчанию“ и растворению в природе».
Помимо этого, на выставке можно увидеть мастера городских пейзажей в импрессионистическом духе Виктора Скалкина (1938–2022), художника-монументалиста Льва Тюленева (1929–2007), Ирину Лаврову (1931–1999), тоже монументалиста, работавшую над декором Дворца пионеров на Воробьевых горах и советского посольства в Париже, картины Дмитрия Жилинского, Николая Андронова и других. Короче, панорама искусства 1960–1970-х была сильно разнообразнее, чем мы привыкли думать.
«[Нe]суровый стиль» — первая выставка, сделанная музеем с новым директором Анной Антипенко. Этого руководителя коллектив взрастил в своих недрах: Антипенко входила в команду предыдущего директора Василия Кузнецова, при котором «Новый Иерусалим» стал самым посещаемым региональным музеем в стране. Кузнецов же ушел на повышение: 8 июня он был назначен министром культуры и туризма Московской области.
«[Нe]суровый стиль»
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
До 15 октября