18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Московский дом Поленова станет культурным центром с театральным уклоном

Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Здание, напоминавшее сказочный французский замок, было построено по проекту самого художника. Оно будет функционировать так, как было задумано — на стыке музейной и театральной деятельности

Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова, расположенный в Тульской области, представил рамочную концепцию развития своего филиала в Москве. Он будет функционировать как культурный центр с обширной просветительской программой на стыке музейной и театральной деятельности, как и происходило тут при жизни Василия Поленова, увлекавшегося театром и устроившего в этом здании сцену.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, ранее относившийся к Государственному центру современного искусства, был передан музею-заповеднику в 2019 году. Здание, построенное в 1915–1916 годах по проекту самого художника и напоминавшее сказочный французский замок, требует обширных работ: и восстановления несущих конструкций, и научной реставрации частей фасада, видоизмененных в советское время. Необходимо снести несколько мелких пристроек, добавленных к историческому зданию. Также планируется объединить более поздние строения, стоящие во дворе, в единый комплекс. В первую очередь речь идет о двухэтажном здании 1949 года; его можно отвести под дополнительные функции, к которым трудно приспособить историческое здание с небольшими помещениями и низкими потолками, а также разместить здесь арт-резиденции. Эта постройка сейчас находится в аварийном состоянии. Двор планируется превратить в общественное пространство, удобное для проведения мероприятий под открытым небом.

Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Помимо исторического дома и здания 1949 года, проект предусматривает использование третьего сооружения — одноэтажной пристройки советского времени. В этом помещении правильной формы намерены разместить многофункциональный зал со сценой, рассчитанный на 80–130 зрителей. Он будет удобен для кинопоказов, спектаклей, перформансов, лекций. Сцену можно использовать и летом, открывая ее во двор. Пристройку и здание 1949 года соединят переходом на уровне второго этажа.

По результатам обследования выяснилось, что в историческом доме сохранился ряд элементов, восходящих ко времени Поленова: своды и опалубка лестницы, балки, элементы планировки, угловая башня на сводчатом основании, фасад первого этажа, сводчатое помещение под театральным зданием. Некоторые конструкции — дореволюционные деревянные. Остальное, увы, утрачено в пожарах и при переделке.

Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Как рассказала директор музея-заповедника Наталья Поленова, сейчас они занимаются поисками средств на реализацию идеи. В первую очередь необходимо провести проектно-изыскательские работы, создать подробный проект реставрации. Эта стадия должна занять около двух лет. Потом, если все пойдет благополучно, на основе подготовленного проекта начнется собственно реставрация здания, на которую, как показывает опыт аналогичных работ, потребуется пять-семь лет.

В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова, и, как считает директор его музея-заповедника, начало работ по созданию московского филиала было бы хорошим подарком к этой дате. К годовщине планируются две юбилейные выставки. Одну проведут в Русском музее, а другую (ее темой станут восточные путешествия Поленова) — в одной из ближневосточных стран.


Дом имени Василия Поленова

Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

В 1910 году художник Василий Поленов присоединился к Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров и вскоре возглавил ее. У этой просветительской институции не было собственного здания, и в 1915 году Поленов при финансовой помощи мецената Сергея Морозова выкупил участок земли в Москве в районе Садовой-Кудринской, на углу Зоологической улицы и Кабанихина переулка (ныне — улица Зоологическая, 13). Будущее здание сразу было названо Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова. Художник сам разрабатывал проект в псевдоготическом стиле (воплощал его профессиональный архитектор Осип Шишковский). Поленов относил этот трехэтажный дом к «бретонскому стилю 15-го века», о чем свидетельствует надпись на одном из его проектов, сохранившемся в музее-заповеднике. Современники вспоминают, что внутри зрительный зал был примерно в том же мрачноватом стиле: стены из тесаного камня, деревянные потолок и обрамление сцены, дубовые скамьи, темный занавес. Репертуар формировался в русле просветительских идей Василия Поленова и нередко предназначался детям. Например, художник полностью сам (написал либретто, сочинил музыку и создал эскизы декораций и костюмов) поставил одну из первых русских опер для детей — «Анна Бретонская». Через год после смерти художника, в 1928 году, в здании случился пожар, уничтоживший большую часть театрального имущества и декораций. В 1930 году институция получила название Центральный дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К.Крупской. С 2001 года здание принадлежало ГЦСИ, в нем располагались творческие студии и выставочный зал. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+