18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Московский дом Поленова станет культурным центром с театральным уклоном

Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Проект внутреннего двора будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Здание, напоминавшее сказочный французский замок, было построено по проекту самого художника. Оно будет функционировать так, как было задумано — на стыке музейной и театральной деятельности

Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова, расположенный в Тульской области, представил рамочную концепцию развития своего филиала в Москве. Он будет функционировать как культурный центр с обширной просветительской программой на стыке музейной и театральной деятельности, как и происходило тут при жизни Василия Поленова, увлекавшегося театром и устроившего в этом здании сцену.

Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Дом Поленова, также известный как Дом театрального просвещения им. академика В.Д.Поленова. 2009.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Московский дом художника Василия Поленова на Зоологической улице, 13, ранее относившийся к Государственному центру современного искусства, был передан музею-заповеднику в 2019 году. Здание, построенное в 1915–1916 годах по проекту самого художника и напоминавшее сказочный французский замок, требует обширных работ: и восстановления несущих конструкций, и научной реставрации частей фасада, видоизмененных в советское время. Необходимо снести несколько мелких пристроек, добавленных к историческому зданию. Также планируется объединить более поздние строения, стоящие во дворе, в единый комплекс. В первую очередь речь идет о двухэтажном здании 1949 года; его можно отвести под дополнительные функции, к которым трудно приспособить историческое здание с небольшими помещениями и низкими потолками, а также разместить здесь арт-резиденции. Эта постройка сейчас находится в аварийном состоянии. Двор планируется превратить в общественное пространство, удобное для проведения мероприятий под открытым небом.

Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Современное состояние здания, где разместится филиал музея-заповедника Василия Поленова в Москве.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Помимо исторического дома и здания 1949 года, проект предусматривает использование третьего сооружения — одноэтажной пристройки советского времени. В этом помещении правильной формы намерены разместить многофункциональный зал со сценой, рассчитанный на 80–130 зрителей. Он будет удобен для кинопоказов, спектаклей, перформансов, лекций. Сцену можно использовать и летом, открывая ее во двор. Пристройку и здание 1949 года соединят переходом на уровне второго этажа.

По результатам обследования выяснилось, что в историческом доме сохранился ряд элементов, восходящих ко времени Поленова: своды и опалубка лестницы, балки, элементы планировки, угловая башня на сводчатом основании, фасад первого этажа, сводчатое помещение под театральным зданием. Некоторые конструкции — дореволюционные деревянные. Остальное, увы, утрачено в пожарах и при переделке.

Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Общий вид будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. По плану новый культурный центр объединит историческое здание и более поздние постройки в один комплекс. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Главный вход будущего филиала музея-заповедника Василия Поленова в Москве. Рендер: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

Как рассказала директор музея-заповедника Наталья Поленова, сейчас они занимаются поисками средств на реализацию идеи. В первую очередь необходимо провести проектно-изыскательские работы, создать подробный проект реставрации. Эта стадия должна занять около двух лет. Потом, если все пойдет благополучно, на основе подготовленного проекта начнется собственно реставрация здания, на которую, как показывает опыт аналогичных работ, потребуется пять-семь лет.

В 2024 году исполнится 180 лет со дня рождения Василия Поленова, и, как считает директор его музея-заповедника, начало работ по созданию московского филиала было бы хорошим подарком к этой дате. К годовщине планируются две юбилейные выставки. Одну проведут в Русском музее, а другую (ее темой станут восточные путешествия Поленова) — в одной из ближневосточных стран.


Дом имени Василия Поленова

Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка. Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова
Вид на дом со стороны пруда Московского зоопарка.
Фото: Государственный музей-заповедник В.Д.По­ленова

В 1910 году художник Василий Поленов присоединился к Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров и вскоре возглавил ее. У этой просветительской институции не было собственного здания, и в 1915 году Поленов при финансовой помощи мецената Сергея Морозова выкупил участок земли в Москве в районе Садовой-Кудринской, на углу Зоологической улицы и Кабанихина переулка (ныне — улица Зоологическая, 13). Будущее здание сразу было названо Домом имени академика Василия Дмитриевича Поленова. Художник сам разрабатывал проект в псевдоготическом стиле (воплощал его профессиональный архитектор Осип Шишковский). Поленов относил этот трехэтажный дом к «бретонскому стилю 15-го века», о чем свидетельствует надпись на одном из его проектов, сохранившемся в музее-заповеднике. Современники вспоминают, что внутри зрительный зал был примерно в том же мрачноватом стиле: стены из тесаного камня, деревянные потолок и обрамление сцены, дубовые скамьи, темный занавес. Репертуар формировался в русле просветительских идей Василия Поленова и нередко предназначался детям. Например, художник полностью сам (написал либретто, сочинил музыку и создал эскизы декораций и костюмов) поставил одну из первых русских опер для детей — «Анна Бретонская». Через год после смерти художника, в 1928 году, в здании случился пожар, уничтоживший большую часть театрального имущества и декораций. В 1930 году институция получила название Центральный дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К.Крупской. С 2001 года здание принадлежало ГЦСИ, в нем располагались творческие студии и выставочный зал. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+