Третьяковская галерея 4 октября на Крымском Валу откроет выставку «Дягилев. Генеральная репетиция» (до 12 марта 2023). Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII — начала ХХ века, рассказала, что проект делался стремительно, однако музей при этом шел к нему много лет. Важным этапом стало приобретение несколько лет назад в Великобритании частного собрания: «Мы приобрели потрясающую коллекцию костюмов, которая была нам так необходима для работы с уже имеющимися материалами, связанными с импресарио Сергеем Дягилевым. Наши экспонаты были прежде всего архивные, нам не хватало топовых вещей». Торг за собрание шел в течение трех-четырех лет, причем Третьяковке удалось заметно опустить цену, которая в начале составляла £1 млн (итоговая сумма сделки музеем не была озвучена).
«Сначала это казалось авантюрой, — говорит Шуманова, — но в итоге мы получили экспонаты, которые позволят нам осуществить мечту и создать дягилевский центр».
Самое крупное из приобретений — занавес работы Рериха, самое мелкое — пуанты Карсавиной.
В итоге в выставке будет участвовать 12 сценических костюмов, причем оригинальных, для первых постановок.
Выставка, посвященная Дягилеву и созданному им балету, будет зрелищем, включающим много любопытного. Помимо общеизвестных экспонатов из знаменитых постановок, в виртуальном пространстве будет реконструирован неосуществленный балет «Литургия» с костюмами Наталии Гончаровой, показаны работы Ларионова для практически позабытых балетов «Лис» и «Шут». Также будут реконструированы движения Вацлава Нижинского в «Голубом боге».
Упомянутый выше занавес работы Рериха, созданный для «Половецких плясок», — это самый крупный предмет, приобретенный в составе коллекции, его размер 10 х 22 м. «Как мы его вывезли в августе 2021 года — я до сих пор не могу поверить», — говорит Трегулова. Однако он не будет представлен на выставке, посвященной Дягилеву, так как требуется его реставрация. По словам Трегуловой, это «не менее амбициозный план, чем реставрация „Ивана Грозного“ Репина», так как работа, помимо того что гигантская, находится не в очень хорошем состоянии. Его реставрация уже началась. Вчерне его планируют привести в экспозиционный вид к концу следующего года и показать на большой ретроспективе Николая Рериха, которая намечена на 2023 год. Татьяна Карпова, заместитель генерального директора по научной работе, рассказывает: «Это своего рода вызов для Третьяковской галереи, так как в последние 20 лет мы больших выставок Рериха не делали в отличие от Русского музея и других учреждений. Для нас было важно определиться, какой будет выставка Рериха у нас. Мы решили сделать акцент на русском периоде творчества, покажем много интересных новых произведений из музеев России и не только России. Мы раскроем разные стороны этой личности и деятельности, покажем его как театрального художника. Также осветим его монументальные работы, в частности расскажем о его сотрудничестве с Тенишевой и эскизах для ее церкви в Талашкине». Также будут показаны его монументальные работы для герцога Ольденбургского, эскизы которых находятся в Воронежском областном художественном музее им. И.Н.Крамского. Они будут показаны впервые. Зарубежный период творчества Рериха тоже будет освещен, причем его восточные работы будут окружены подлинными произведениями искусства Индии.
Другая важная покупка Третьяковской галереи, которая также легла в основу грядущей выставки, — произведения архитектора Щусева. Они будут показаны на выставке «Алексей Щусев. К 150-летию со дня рождения» (ноябрь 2022 — начало мая 2023). Музею удалось приобрести уникальную коллекцию рисунков Щусева, а также его портрет работы Бориса Кустодиева 1915 года. «То, что мы покажем на выставке, никто никогда не видел, это потрясает своим уровнем», — рассказала Трегулова. Музей приобрел более 200 листов — это рисунки и проекты Марфо-Мариинской обители и Казанского вокзала, причем на продажу предлагалось гораздо больше листов, но Третьяковка ограничила себя только этими двумя зданиями, так как они связаны с музейной темой (Марфо-Мариинская обитель когда-то была частью Третьяковской галереи, а на вокзале Щусев хотел сделать музей). За последние годы реставраторы провели колоссальную работу, так как приобретенные листы были в чудовищном состоянии. Некоторые из них — гигантские, фрагменты декора стен в натуральную величину. «По сути, мы воссоздали в реальном размере один из фасадов Марфо-Мариинской обители», — говорит Шуманова. Для музея выставка, посвященная Щусеву, также важна по той причине, что знаменитый архитектор, помимо прочего, был и ее директором. Проект расскажет о музейном мышлении Щусева и пройдет в пандан с другой выставкой еще об одном директоре Третьяковки — «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения» (18 ноября 2022 — 26 февраля 2023).
Другие примечательные проекты, по словам Карповой, посвящены двум совершенно разным живописцам. Один из них — маринист XIX века Алексей Боголюбов. Выставка будет посвящена 200-летию со дня его рождения. Главным партнером будет Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, основанный Боголюбовым как музей его деда Радищева. На выставке будут представлены его «баталии» из Военно-морского музея, а также работы французских мастеров, в частности барбизонцев, оказавших на него влияние, которые будут предоставлены ГМИИ им. А.С.Пушкина (сентябрь 2022 — январь 2023).
Наконец, Третьяковская галерея продолжит свой цикл выставок, возвращающих зрителю малоизвестные имена авангардистов. Вслед за проектом, посвященным Ивану Кудряшову, ее кураторы делают выставку Алексея Моргунова (сентябрь 2022 — январь 2023). Многие его произведения, как и работы Кудряшова, оказались в Нукусе. «Оттуда мы запрашиваем более 30 работ, многие нуждаются в реставрации, и мы окажем в этом помощь», — говорит Карпова. Любопытный нюанс: помимо авангардных работ Моргунова, будут представлены его ранние произведения — реалистичные пейзажи, отчасти напоминающие произведения его великого отца Саврасова.