Миланская триеннале искусства и дизайна в 2023 году отметит 100-летие. К юбилею решено было виртуально реконструировать выдающиеся инсталляции из разных периодов ее истории. За основу проекта кураторы и привлеченные специалисты взяли построенный в 1933 году специально для триеннале Дворец искусств — вместе с рисунками архитектора Джованни Муцио. Расположенный в этом же здании Музей итальянского дизайна собрал выдающийся архив, который дал много визуальных материалов для VR-проекта под названием «1923. Прошлые будущие».
В июле в рамках 23-й Миланской триеннале, которая на этот раз придумана куратором, обладателем Прицкеровской премии 2022 года Франсисом Кере и названа «Неизвестные неизвестные. Введение в таинства» (до 11 декабря), уже состоялась презентация первой главы юбилейного VR-опыта. Она носит название «Имплювий» (это слово означает бассейн в древнеримском жилище). Остальные главы должны быть представлены публике в начале сентября.
Проект строится на двух аспектах виртуальной реальности. Она дает возможность реконструировать объекты и инсталляции (как говорит Маттео Лонарди из Reframe VR, «воссоздавать утраченные пространства в трех измерениях, чтобы зритель мог проживать их») и в то же время способна играть с хронологией. Вместо единого нарратива о «жизни и творчестве» виртуальная реальность предлагает выбор «жизни» или «творчества» с возможностью переключения между ними, а также дополнительные опции, погружающие в исторический, политический или культурный контекст. Такой подход очень удобен для работы с большим массивом информации на ретроспективах, посвященных художникам или институциям.
Специалисты платформы Vive Arts, за плечами у которых имеется опыт VR-реконструкции мастерской Амедео Модильяни для Тейт и создание иммерсивного представления по мотивам «Алисы в Стране чудес» для Музея Виктории и Альберта, сами обратились к руководству триеннале с предложением о совместном VR-проекте. «Сначала мы собирались посвятить его кому-нибудь из итальянских дизайнеров, — рассказывает исполнительный директор Vive Arts Селина Йе, — но в итоге команда триеннале решила использовать виртуальную реальность, чтобы пройтись по избранным моментам из истории этой международной выставки».
Vive Arts связали команду триеннале с миланским креативным агентством Reframe VR, которое основали братья Маттео и Франческо Лонарди, чья работа Reframe Saudi привлекла всеобщее внимание на ярмарке Art Dubai в 2018 году. Маттео Лонарди считает, что музеи — идеальные партнеры для тех, кто работает с виртуальной реальностью. «VR-работам довольно трудно дойти до зрителя, а у музеев уже есть готовая аудитория — и не только аудитория, но и пространство», — говорит он.
В числе реконструированных инсталляций — тот самый имплювий со скульптурным оформлением Марио Сирони, обустроенный в только что возведенном Дворце искусств в 1933 году; фантасмагорическая неоновая инсталляция Лучо Фонтаны 1951 года на главной лестнице; футуристичный «Калейдоскоп» 1964 года; «Оккупированная триеннале» 1968 года, когда протестующие, вдохновленные парижскими демонстрантами, захватили дворец; «Зал изменений» — первая часть триеннале 2019 года, получившей название «Сломанная природа». Предусмотрен и виртуальный визит в архив музея, ведущий к произведению ландшафтного художника Джулиано Мауро, а затем возвращающий посетителя к тому, что Лонарди называет «мудрыми голосами» экспозиции 2022 года.
Маттео Лонарди, работающий над VR-проектом вместе с цифровым директором триеннале Марко Мартелло, рассказывает, что рисунки Муцио во многом определили его структуру. «Нам было важно, чтобы этот опыт основывался на некой идентичности. А идентичность триеннале тесно связана с архитектурой и с рисунками Джованни Муцио, — поясняет Лонарди. — Поэтому мы пытаемся создать немного винтажный облик. Вы нажимаете на кнопку на контроллерах шлема виртуальной реальности и видите, как вокруг вас возникают линии, формирующие очертания имплювия».
Создатели проекта предлагают воспринимать его и как своего рода «машину времени», и как элемент «прошлого будущего» (в рамках экспозиции 2022 года директор Музея итальянского дизайна Марко Саммикели курировал выставку «Традиция нового», играющую с представлениями «прошлое — будущее»). Для команды кураторов триеннале эта VR-работа служит «отправной точкой». «Модульная структура позволяет обогащать и расширять ее. Благодаря виртуальной реальности мы сможем исследовать еще больше прошлых будущих. Продолжение следует», — сообщается в пресс-релизе триеннале.
Изначально у этого художественного смотра были иной формат и другая локация. В 1923 году в городе Монца (сейчас это, по сути, пригород Милана) состоялась I Биеннале декоративных искусств, ставившая перед собой цель способствовать подъему европейского дизайна. С ростом амбиций режима Муссолини повышался и государственный статус выставки. В 1930 году изменилась периодичность ее проведения: цикл стал трехлетним. В 1933-м по проекту Джованни Муцио для обновленной триеннале было возведено здание в миланском парке Семпионе — Дворец искусств. В период Второй мировой войны и некоторое время после нее международные выставки не проводились, дело ограничивалось нерегулярными показами итальянских авторов. После завершения реконструкции Дворца искусств в 1960 году Миланская триеннале возобновила полноценную работу, в ней участвовали многие знаменитости, но с 1996-го опять наступила длительная пауза. Только в 2016 году выставка вновь вернулась к жизни. К тому времени во Дворце искусств уже был открыт Музей итальянского дизайна.