18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дело всей жизни: искусство гугенотов и «жидкая история»

Николас Спримонт. Солонка. Фарфор, роспись эмалями. 1752–1756. Фото: Tate
Николас Спримонт. Солонка. Фарфор, роспись эмалями. 1752–1756.
Фото: Tate
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Исследование искусства и культуры французских беженцев-гугенотов конца XVII века, а также погружение в Темзу, хранящую удивительные объекты, — две книги на эти темы объединяет самозабвенная и многолетняя увлеченность авторов предметом своих изысканий

Книга «Европа разделенная: искусство и культура беженцев-гугенотов» Тессы Мердок, бывшего старшего куратора коллекций и исследований в лондонском Музее Виктории и Альберта, представляет собой обширную, глубокую работу о французских протестантах-кальвинистах. У себя на родине они к началу XVII века составляли меньшинство населения, зато среди них насчитывалось немало художников и ремесленников. Они начали массово покидать Францию после того, как Людовик XIV в 1685 году отменил Нантский эдикт, с конца XVI столетия защищавший права протестантов, и стал проводить политику насильственного обращения их в католичество. Известно, что в тот период гугенотов даже использовали в качестве рабов на королевских средиземноморских галерах.

Tessa Murdoch. Europe Divided: Huguenot Refugee Art & Culture. V&A. 320 с.: 250 цв. ил. £40, $55. На английском языке
Tessa Murdoch. Europe Divided: Huguenot Refugee Art & Culture. V&A. 320 с.: 250 цв. ил. £40, $55. На английском языке

Книга Тессы Мердок — наглядный пример труда всей жизни. Автор исследует глобальную «диаспору гугенотов» на протяжении нескольких столетий, но в первую очередь их прием и интеграцию на Британских островах с 1680-х годов. Мердок рассказывает о том, как их переселение повысило качество и разнообразие производства в Англии, при этом подорвав то и другое во Франции; говорит об их роли как педагогов (и в языке, и в искусстве) и как практиков — именно этой ипостаси посвящена основная часть книги, разделенная на дисциплины. Мы узнаем, в частности, что на чужбине гугеноты обычно сохраняли свою идентичность благодаря семейным, культурным и религиозным связям.

«Европа разделенная» ясно дает понять, что знания и опыт гугенотов повлияли на все сферы британской жизни, включая производство предметов роскоши — от шелка (до сих пор сохранились ткацкие цеха над раннегеоргианскими домами в лондонском районе Спиталфилдс) до мебели, металлических и керамических изделий. Из среды протестантских беженцев вышли граверы, часовщики, ювелиры и даже некоторые видные деятели в вооруженных силах и банковском деле Англии. Выдающимися представителями гугенотской диаспоры были Луи Франсуа Рубильяк, чей мраморный портрет композитора Георга Генделя в образе Аполлона (1738, Музей Виктории и Альберта) преобразил портретную скульптуру в Англии; ювелир из Сохо Николас Спримонт, основавший около 1744 года мануфактуру в Челси; первый в Англии крупный производитель фарфора и серебряных дел мастер Пол де Ламери, у которого в 1720-х годах работал известный английский гравер Уильям Хогарт.

Malcolm Russell. Mudlark’d: Hidden Histories from the River Thames. Thames & Hudson. 223 с.: 417 цв. ил. £25. На английском языке
Malcolm Russell. Mudlark’d: Hidden Histories from the River Thames. Thames & Hudson. 223 с.: 417 цв. ил. £25. На английском языке

Если «Европа разделенная» демонстрирует и описывает материальную культуру, созданную в свое время для среднего и высшего класса, то книга «Найдено в иле: истории, спрятанные в Темзе» Малкольма Расселла посвящена разного рода предметам, принадлежавшим когда-то представителям разных сословий. Эти вещицы были случайно обронены в реку или попали туда в результате преступлений и были обнаружены много лет спустя.

Для Расселла «мадларкинг» тоже дело всей жизни. Первоначально этот термин XIX века использовался в отношении бедняков, рыскавших по берегам Темзы в поисках предметов для продажи или обмена на еду. Современные мадларкеры по духу ближе к антикварам эпохи романтизма. В книге Расселла приведены многочисленные рассказы, забавные случаи и исторические факты, которые разделены по темам и преподнесены в хронологическом порядке. Названия глав говорят за себя: «Порабощенные люди и иммигранты», «Верующие», «Артисты», «Торговцы», «Бойцы». В основу этих рассказов положены предметы, которые автор книги со товарищи извлек из речного ила: римская шпилька для волос, средневековые значки паломников, аптечные банки XVIII века, брошь Чарли Чаплина, боеприпасы времен Второй мировой вой­ны. И даже зуб, возможно удаленный странствующим лекарем XIX века.

Медицинский флакон (1700-1800), найденный в лондонском Сити автором Малкольмом Расселом. Фото: Matthew Williams-Ellis
Медицинский флакон (1700-1800), найденный в лондонском Сити автором Малкольмом Расселом.
Фото: Matthew Williams-Ellis

Сколь бы скромными ни оказывались находки, каждая была тщательно изучена и сфотографирована на фоне камней или коряг. «Найдено в иле» станет хорошим стимулом и руководством для любого начинающего путешественника во времени. Как тонко заметил когда-то член британского парламента Джон Эллиотт Бёрнс в ответ на неодобрительный комментарий американского коллеги (эту фразу Расселл цитирует в книге): «Река Святого Лаврентия — это просто вода. Грязная вода Миссури. А Темза — это жидкая история». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+