18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бекфордова башня еще постоит, хотя все другие упали

Винтовая лестница внутри легендарной Бекфордовой башни. Фото: Wikimedia Commons
Винтовая лестница внутри легендарной Бекфордовой башни.
Фото: Wikimedia Commons
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Это сооружение в английском городе Бат — единственный сохранившийся образец архитектурных исканий миллионера-затворника Уильяма Бекфорда, человека с сомнительной репутацией и большими строительными амбициями

Когда башня, возвышающаяся над Батом на холме Лендсдаун, заметно покачивается от порывов ветра, посетитель, преодолевший подъем по ее 154 ступеням, может физически ощутить, почему этот объект культурно-исторического наследия признан находящимся под угрозой. И заодно вспомнить, что 200 лет назад его строитель был широко известен тем, что возведенные им башни регулярно падали.

«Если честно, то просто удивительно, что она все еще стоит», — говорит Эйми Фрост, куратор Фонда охраны Бата, в собственности которого находится Бекфордова башня. В 1931 году башня пострадала от пожара, уничтожившего оригинальные интерьеры, и с тех пор ей требуется ремонт за ремонтом. Во время дождя вода переливается через края водосточных желобов и просачивается в щели между деревянными элементами, покрывающими крышу фонаря, и Фрост приходится расставлять по башне ведра. Недавно фонд подал заявку на грант от Фонда лотереи «Культурное наследие» на финансирование очередного этапа работ (одни только строительные леса обойдутся в £300 тыс.).

В этой легендарной башне располагается единственный в мире музей, рассказывающий историю строителя и коллекционера Уильяма Бекфорда (1760–1844) и сотрудничавшего с ним молодого архитектора Г.-Э.Гудриджа, испытавшего влияние Джона Соуна. Ко времени продажи в 1823 году своего самого внушительного творения — Фонтхиллского аббатства в Уилтшире, построенного по проекту Джеймса Уайетта, — Бекфорд уже почти полностью растратил огромное состояние. Через два года после продажи 92-метровая башня аббатства обвалилась в третий и последний раз. А в 1827 году Бекфорд построил на холме Лендсдаун новую башню, чтобы хранить в ней коллекцию искусства.

Уиллис Мэддокс. Башня в Бате. 1844. Фото: Sotheby's
Уиллис Мэддокс. Башня в Бате. 1844.
Фото: Sotheby's

В музее экспонируются картины Уиллиса Мэддокса, написанные вскоре после смерти Бекфорда и дающие представление о богатстве его собрания. Принадлежавшие ему «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля и «Портрет дожа Леонардо Лоредана» Беллини теперь хранятся в лондонской Нацио­нальной галерее, а другие произведения находятся в коллекциях Музея Виктории и Альберта, Собрания Уоллеса и Британского музея.

Недавно при поддержке Художественного фонда музей в Бате приобрел портрет Бекфорда кисти Мэддокса, написанный по заказу дочери коллекционера, Сьюзен. На нем Бекфорд изображен на смертном одре, а рама, обрамляющая полотно, украшена такими же декоративными элементами, как и его гроб. После реставрации картины Фрост собирается повесить ее рядом с портретом кисти Джона Хоппнера, полученным во временное пользование от Музея и художественной галереи Солфорда. На нем 40-летний Бекфорд изображен задумчивым и отчужденным. Фрост рассказывает, что, хотя он охотно принимал ученых гостей, вел обширную переписку и заводил романы, у него было очень мало близких друзей.

Экспозиция повествует и о неприглядной стороне биографии Бекфорда-рабовладельца, который стал миллионером, унаследовав сахарные плантации на Ямайке. Он был вынужден на много лет покинуть Англию из-за скандала, связанного с совращением несовершеннолетнего мальчика, и долго путешествовал, занимаясь литературной деятельностью. Среди прочего он написал готическую повесть «Ватек», якобы сочиненную всего за один день и две бессонные ночи, — прежде чем вернуться домой и начать строить.

Сегодняшний вид башни Бекфорда в Бате. Фото: Beckford's Tower and Museum
Сегодняшний вид башни Бекфорда в Бате.
Фото: Beckford's Tower and Museum

Башня, где он проводил целые дни в окружении лишь спаниелей, венчает так называемую дорогу Бекфорда — полуторакилометровый участок купленной или арендованной земли, простирающийся от его дома под названием «Полумесяц Лендсдаун». По словам Фрост, коллекция, башня и ландшафт были задуманы как единое произведение искусства, но сейчас значительная часть территории застроена жилыми домами. Недавно фонду удалось приобрести луг, относившийся к землям Бекфорда. Здесь находится поросший кустарником вход в грот, который также отреставрируют, чтобы открыть для посещения.

Дочь Бекфорда после смерти отца продала башню, но, узнав, что в ней собираются открыть паб, пришла в ужас, выкупила ее обратно и передала церкви. Сад превратили в кладбище, а башню — в часовню-склеп. После чего Бекфорд совершил последнее путешествие: его останки перевезли с другого кладбища и перезахоронили в могиле с надгробием из розового мрамора, созданным по эскизу Гудриджа. Он по-прежнему покоится там, в тени своего эксцентричного творения.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+