18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Тейт отказывается от архива Фрэнсиса Бэкона и возвращает его хозяину

Художник Фрэнсис Бэкон в своей мастерской в Лондоне. 11 марта 1975 г. Фото: Terence Spencer/Popperfoto via Getty Images
Художник Фрэнсис Бэкон в своей мастерской в Лондоне. 11 марта 1975 г.
Фото: Terence Spencer/Popperfoto via Getty Images
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Для музея отказ от подаренных работ или архивов — случай исключительный. Тем более что архив художника, переданный его соседом и другом Барри Джоулем, хранился там почти 20 лет

В Тейт объявили о решении вернуть архив Фрэнсиса Бэкона соседу и другу художника Барри Джоулю, который почти 20 лет назад передал его в дар музею. Сам Джоуль говорит, что собрание вернули по его собственной просьбе.

Согласно его версии, нанятые им адвокаты из Collyer Bristow потребовали «вернуть все подаренное на основании невыполнения условий соглашения между Тейт и Джоулем». По словам Джоуля, он «давно подозревал, что они хотят вцепиться в этот архив, похоронив его в своих подвалах, а я при этом должен был заткнуться и проваливать». В заявлении же Тейт говорится, что дар Джоуля «вызвал серьезные сомнения относительно природы и качества материала». Тейт добавляет: «Архив не подходит ни для одной значимой выставки, к тому же в нем отсутствует потенциал для изучения или понимания природы творчества Бэкона. Поэтому вещи сочли непригодными для хранения в Тейт. Собрание предложили вернуть обратно дарителю в соответствии с пожеланиями последнего».

Для Тейт отказ от подаренных работ или архивов — случай исключительный, и это решение должно было быть одобрено попечителями музея.

Собрание Джоуля, переданное в музей, включало 800 вырезок из журналов и газет, на некоторых были пометки карандашом и ручкой, а также мазки краски. Оно содержало 39 фотографий Бэкона и его друзей, книги и документы. Плюс так называемый Х-альбом закрашенных эскизов, который в Тейт после экспертизы обозначили как принадлежащий «неизвестному автору». Джоуль всегда решительно настаивал на подлинности всех этих вещей. Он был соседом Бэкона с 1978 года. Время от времени он подрабатывал у Фрэнсиса и стал его приятелем. Материалы, по-видимому, были отданы Бэконом Джоулю из мастерской на улице Рис-Мьюз в Лондоне 18 апреля 1992 года, за десять дней до смерти художника.

Реконструкция мастерской Фрэнсиса Бэкона. Фото: Sailko/Wikimedia Commons
Реконструкция мастерской Фрэнсиса Бэкона.
Фото: Sailko/Wikimedia Commons

Джоуль передал архив для изучения в Тейт еще в начале 2003 года. На тот момент это собрание считалось, пожалуй, самым важным приобретением среди архивов Тейт за всю историю музея. В прессе сообщали, что коллекцию оценили в £20 млн, хотя, откуда взялась эта цифра, неясно. В пресс-релизе в 2004 году музей обещал «изучить, сфотографировать и каталогизировать собрание в течение трех лет, прежде чем выставить эти предметы на всеобщее обозрение и предоставлять их на выставки».

Джоуль говорит, что, несмотря на обещание, за 18 лет ничего так и не было выставлено. Архив не был оцифрован и размещен в интернете, хотя, по его словам, он предлагал дать на это деньги. Меценат винит Фонд Фрэнсиса Бэкона: «На протяжении многих лет они постоянно давили на Тейт, требуя от музея, чтобы архив никогда не выставлялся». Но фонд, созданный художником для управления его творческим наследием, настроен решительно: «Многие специалисты, работающие в фонде и сотрудничающие с нами, изучив материалы, пришли к выводу, что никаких весомых доказательств того, что эти эскизы и рисунки созданы рукой Бэкона, нет».

Мастерская Фрэнсиса Бэкона на улице Рис-Мьюз в Лондоне, где художник жил и работал в 1961-1992 годах. Фото: Wikimedia Commons
Мастерская Фрэнсиса Бэкона на улице Рис-Мьюз в Лондоне, где художник жил и работал в 1961-1992 годах.
Фото: Wikimedia Commons

Весной нынешнего года Барри Джоуль в интервью газете Observer заявил, что передумал передавать Тейт еще сотню предметов, которые достались ему из студии Бэкона. Меценат теперь намерен передать их Центру Помпиду. Представитель музея в ответ на запрос заявил, что «никаких переговоров пока не было, и об этом намерении мы сами узнали только от вас».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+