18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Какую скульптуру предпочитал Петр Великий, показывают в Эрмитаже

Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Бертос. «Борьба лапифов с кентавром». Рубеж XVII-XVIII вв. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Изящный проект к 350-летию царя посвящен его коллекции скульптуры, которую он во множестве закупал и для Летнего сада, и для себя. В его собрании было более 250 статуй — на выставке представлено 19 плюс 3, которые находятся в других залах Эрмитажа

Изящный проект к 350-летию царя-реформатора объединил девятнадцать произведений из собрания Эрмитажа, Серпуховского музея и Музея истории Санкт-Петербурга. Плюс три скульптуры, которые остались на своих постоянных местах в залах Эрмитажа. Это «Венера Таврическая», которая, согласно последним изысканиям, может быть греческой работой II века до н.э., а также произведения начала XVIII века «Адонис» Джузеппе Торретто и «Диана» Джузеппе и Паоло Гроппелли.

Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, много лет изучал историю петровского собрания европейской скульптуры. Царь увлекся «мраморами» в 1716 году, во время второго заграничного путешествия. Его агентами по покупке скульптуры в Венеции и Риме стали серб Савва Владиславич, получивший в России фамилию Рагузинский по месту рождения, а также русский боярин Юрий Кологривов, ставший сподвижником Петра.

Петр I собрал более 250 скульптур, сегодня известно примерно о 130 из них. Основная часть приобреталась для Летнего сада, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Остальные разошлись по другим музеям и частным коллекциям.

Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух». Фото: Государственный Эрмитаж
Древнеримский мастер с эллинистического оригинала. «Пастух».
Фото: Государственный Эрмитаж

Рагузинский составил целую программу покупки статуй: античные боги, герои «Метаморфоз» Овидия, аллегорические статуи добродетелей, бюсты римских императоров и их жен. На рынке их было найти трудно, тем более что часто требовались пары (например, Марс — Венера). Легче было заказывать их итальянским скульпторам. Изготовление одной статуи стоило 100 золотых дукатов. Цена Петра устроила. В дневнике царского секретаря Алексея Макарова отмечено: «Не чаяли мы, что так дешево будет». Кстати, антиков в петровской коллекции было совсем немного. По оценке Андросова, не более одного десятка. Кроме «Венеры» на выставке покажут скульптуру «Пастух, несущий кролика и курицу». Она куплена в 1718 году, это было одно из первых поступлений в царскую коллекцию. В начале XVIII века такая скульптура, найденная в земле, да еще требовавшая реставрации, могла стоить дешевле новой работы.

Антонио Тарсиа. «Юпитер». Фото: Государственный Эрмитаж
Антонио Тарсиа. «Юпитер».
Фото: Государственный Эрмитаж

С противоположной стороны Невы, из Петропавловского собора, привезли группу «Оплакивание Христа» Джованни Дзордзони. Она находится рядом с надгробием императора. Из «министерского коридора» Зимнего дворца перенесли два бюста из цветного мрамора — «Мавританин» и «Мавританка» — неизвестного итальянского мастера конца XVII века.

Впервые с петровских времен воссоединились шесть статуй Антонио Тарсиа. Они предназначались для южной части Летнего сада. С началом строительства на этом месте Михайловского замка парные скульптуры были разведены. В Зимний дворец, а потом в Эрмитаж попали «Аполлон», «Венера» и «Юнона». В конце XIX века в частном собрании в Серпухове появились «Марс» и «Диана». В 2014 году коллекционер Юрий Абрамов подарил Эрмитажу «Юпитера».

Государственный Эрмитаж
«Скульптура из коллекций Петра Великого»
До 13 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+