Изящный проект к 350-летию царя-реформатора объединил девятнадцать произведений из собрания Эрмитажа, Серпуховского музея и Музея истории Санкт-Петербурга. Плюс три скульптуры, которые остались на своих постоянных местах в залах Эрмитажа. Это «Венера Таврическая», которая, согласно последним изысканиям, может быть греческой работой II века до н.э., а также произведения начала XVIII века «Адонис» Джузеппе Торретто и «Диана» Джузеппе и Паоло Гроппелли.
Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, много лет изучал историю петровского собрания европейской скульптуры. Царь увлекся «мраморами» в 1716 году, во время второго заграничного путешествия. Его агентами по покупке скульптуры в Венеции и Риме стали серб Савва Владиславич, получивший в России фамилию Рагузинский по месту рождения, а также русский боярин Юрий Кологривов, ставший сподвижником Петра.
Петр I собрал более 250 скульптур, сегодня известно примерно о 130 из них. Основная часть приобреталась для Летнего сада, сейчас они находятся в собрании Русского музея. Остальные разошлись по другим музеям и частным коллекциям.
Рагузинский составил целую программу покупки статуй: античные боги, герои «Метаморфоз» Овидия, аллегорические статуи добродетелей, бюсты римских императоров и их жен. На рынке их было найти трудно, тем более что часто требовались пары (например, Марс — Венера). Легче было заказывать их итальянским скульпторам. Изготовление одной статуи стоило 100 золотых дукатов. Цена Петра устроила. В дневнике царского секретаря Алексея Макарова отмечено: «Не чаяли мы, что так дешево будет». Кстати, антиков в петровской коллекции было совсем немного. По оценке Андросова, не более одного десятка. Кроме «Венеры» на выставке покажут скульптуру «Пастух, несущий кролика и курицу». Она куплена в 1718 году, это было одно из первых поступлений в царскую коллекцию. В начале XVIII века такая скульптура, найденная в земле, да еще требовавшая реставрации, могла стоить дешевле новой работы.
С противоположной стороны Невы, из Петропавловского собора, привезли группу «Оплакивание Христа» Джованни Дзордзони. Она находится рядом с надгробием императора. Из «министерского коридора» Зимнего дворца перенесли два бюста из цветного мрамора — «Мавританин» и «Мавританка» — неизвестного итальянского мастера конца XVII века.
Впервые с петровских времен воссоединились шесть статуй Антонио Тарсиа. Они предназначались для южной части Летнего сада. С началом строительства на этом месте Михайловского замка парные скульптуры были разведены. В Зимний дворец, а потом в Эрмитаж попали «Аполлон», «Венера» и «Юнона». В конце XIX века в частном собрании в Серпухове появились «Марс» и «Диана». В 2014 году коллекционер Юрий Абрамов подарил Эрмитажу «Юпитера».
Государственный Эрмитаж
«Скульптура из коллекций Петра Великого»
До 13 ноября