Расскажите немного о вскоре открывающейся выставке «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF». Какие акценты в ней расставлены?
Выставка интересна прежде всего тем, что в таком объеме работы Константина Мельникова еще не видели и получить полноценное впечатление о нем не было возможности. В 2014 году мы основали Музей Константина и Виктора Мельниковых, отца и сына, и у нас было восемь лет на то, чтобы заново оценить творчество этого архитектора, художника и гения в полном понимании этого слова. Мы не идем по хронологии или типологии — мы идем по идеям и личности Мельникова. Показываем, что это человек с определенным менталитетом, ведь он родился и получил образование в дореволюционную эпоху, а работать начал в постреволюционную.
Помимо общеизвестных архитектурных листов и графических работ, многое будет показано впервые. Отдельные вещи были специально отреставрированы. Чтобы вы понимали, размеры нашего здания — а выставка занимает десять залов парадной анфилады, — не позволяют показать все, что мы бы хотели. Из 400 работ, отобранных на выставку, мы показываем 200 и разбавляем их совсем чуть-чуть учителями и современниками Мельникова, чтобы продемонстрировать масштаб не только его, но и их мысли. Там будут работы Алексея Щусева и Ивана Жолтовского, листы Вячеслава Олтаржевского и Андрея Белогруда. Выставка позволит проследить творчество Мельникова до 1962 года, посмотреть, как он работал в эпоху модернизма. Хотя его архитектурная карьера закончилась в 1938 году, большой пласт работ относится уже к более позднему периоду, когда он еще пытался подавать листы на конкурсы. Так, для международной выставки в Нью-Йорке, в которой СССР в результате не участвовал, Мельников все же сумел подать проект павильона с крышей, напоминающей полет Гагарина в космос. То есть в рамках своего времени он как архитектор развивался полноценно. Помимо прочего, в витринах будут документы, личные вещи, фотоаппарат Мельникова, его медаль за парижскую выставку. Но этот личностный вещизм будет присутствовать минимально (без одежды, мебели и так далее), только чтобы расставить акценты.
Предлагает ли выставка какой-то новый взгляд на Мельникова?
На выставке можно будет увидеть Мельникова с разных сторон. Мы даже специально залы так назвали. Один из них, к примеру, будет называться «Визионер», и там будут показаны его самые безумные — в рамках безумия 1920–1930-х годов — конкурсные проекты, которые оставались лишь на бумаге. Ни один из них не был реализован — не только у Мельникова, но и у всех наших советских архитекторов. Эти работы с больших конкурсов показывают уровень и масштаб архитектора и то, какое у него было видение архитектуры, возможно даже будущей.
1. Дом-мастерская (1927–1929)
2. Бахметьевский гараж (1926–1928)
3. Клуб Союза коммунальников им. И.В.Русакова (1927–1929)
4. Клуб Союза химиков завода «Каучук» (1927–1929)
5. Клуб Союза химиков фабрики «Свобода» (1927–1931)
6. Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице (1926–1929)
7. Здание конторы Ново-Сухаревского рынка (1924–1926)
8. Клуб Союза химиков Дорхимзавода им. М.В.Фрунзе (1927–1929)
9. Клуб Союза кожевников фабрики «Буревестник» (1929–1932)
10. Гараж для легковых машин «Интурист» (1934–1936)
11. Гараж для легковых машин Госплана (1936)
12. Клуб Союза химиков Дулевского фарфорового завода им. газеты «Правда» (Ликино-Дулево, Московская область, 1927–1930)
Также Мельников на выставке представлен как художник, причем очень даже традиционный художник, ученик Константина Коровина и вообще русской импрессионистической школы. В экспозиции будут его курсовые, ученические работы.
Еще можно будет увидеть Мельникова глазами его сына, Виктора Константиновича, который тоже стал художником и написал портреты отца — они действительно дают образ гения.
А что насчет всех тех визионерских и столь невероятных проектов? Тогда не было возможности их реализовать, а сегодня, спустя столетие, есть ли у них потенциал?
Мельников вдохновляет многих архитекторов, и современных тоже, с тех пор как снова стали популярны авангард и модернизм. Что касается нереализованных проектов, думаю, сегодня легко можно было бы построить гараж через реку Сена, который Мельников спроектировал для Парижа. Он маловат для современных потребностей города (всего на тысячу машин), но очень интересен по архитектуре и выглядит эффектно: там наклонные пандусы, и их поддерживают атланты. Когда мы сделали этот гараж в макете для выставки, мы были очень впечатлены и поражены.
Будут ли представлены другие архитектурные макеты нереализованных строений Мельникова?
Изначально мы планировали сделать больше макетов, но потом поняли, что они будут перетягивать на себя слишком много внимания. То есть либо у нас будет выставка макетов, либо у нас будет полноценная выставка с реальными историческими экспонатами. Но все равно практически в каждом зале будет макет. А еще, кстати, мультипликатор Татьяна Горелова, которая нам периодически помогает с визуализацией идей Мельникова, специально для выставки нарисовала мультик о том, как у архитектора рождалась идея здания с вращающимися этажами для издательства «Ленинградская правда». У него в тетрадке остались зарисовки того, как оно движется. На их основе она сделала мультфильм, который будет демонстрироваться в одном из залов.
Изначально выставку планировали приурочить к 130-летию Константина Мельникова в 2020 году, однако она была отсрочена на два года из-за пандемии. Возможно, эти два года были вам на руку и вы сумели отыскать еще что-нибудь интересное?
Получается, так. Вообще, первая концепция появилась в 2019 году. Потом, в 2020-м, несмотря ни на что, мы заключили соглашение с Агнией Стерлиговой из бюро Planet9 и начали делать первые наметки архитектуры выставки. И хотя было неясно, когда мы сможем ее открыть, мы продолжали исследовательскую часть, которая вылилась в каталог. Он послужит главным источником для исследователей. В процессе мы написали научные статьи и составили очень подробное жизнеописание Константина Мельникова. К слову, его дневники крайне фрагментарны и не всегда могут дать полное понимание того, что происходило. По сути, это отрывной календарь, где он пишет, например, букву Д и ставит точку — это значит «дом». И он пишет там: «Был». Поэтому мы наращивали подробности, работая с периодикой того времени (ездили в РГБ, читали газеты), работая в государственных архивах (поднимали личные дела, изучали иностранные источники). Обнаружили много ошибок в книгах. Все считают, что Мельников учился сначала на живописном факультете, а потом на архитектурном, а на самом деле он учился на них параллельно. Мы это восстановили по его личному делу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И во ВХУТЕМАСе Мельников был не помощником Ильи Голосова, а доцентом кафедры и работал на том же уровне. В общем, многие нюансы уточнялись. Еще мы установили связь Мельникова с венгерским художником Белой Уитцем. Они вместе работали в Парке Горького, делали какую-то экспозицию, посвященную пятилетке. К сожалению, никакого визуального материала не осталось, но мы установили сам факт этой работы. И хотя стены на выставке отданы прежде всего под экспонаты, а не под тексты, все подробности обязательно войдут в каталог и аудиогид.
Проблематизирует ли выставка состояние и статус сохранившихся строений Мельникова и способна ли она подтолкнуть к каким-то решениям?
Мы очень надеемся, что да. Мы так или иначе привлекаем интерес общественности к постройкам Мельникова, которые находятся в Москве. Не только к дому архитектора, но и к другим. В аварийном или плачевном состоянии, кстати, нет ни одной — все они так или иначе живут. В подвешенном состоянии был разве что клуб «Каучук», потому что там менялись заказчик и владелец. Сейчас это Сеченовский институт, он сделает там театр для студентов. С Ново-Сухаревским рынком все хорошо в том плане, что они уже выходят на согласование с реставрационным проектом в Департамент культурного наследия. Другое дело, что не по всем объектам, к сожалению, имеются оригинальные чертежи. Кстати, наш музей организовывает автобусные экскурсии, которые называются «Москва Мельникова». Мы ездим по всему городу и показываем эти здания.
С 1 октября на реставрацию закрывается и Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Долго ли она продлится?
По плану — около трех лет, но мы не торопимся. Как любит говорить директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева, мы, что называется, реставрируем скрипку Страдивари. Это действительно очень тонкая работа, и мы вдумчиво выбираем подрядчика. За проведением работ будут следить и правнучка архитектора Наталья Мельникова, и директор, и, конечно, авторы проекта — бюро «Рождественка».
К какой точке во времени в результате вернется дом? Ведь, как я понимаю, многое было разрушено и переделано еще при жизни Мельникова. Будет ли все возвращено к первоначальному варианту конца 1920-х, например?
Дом Мельникова — это дом, в котором жила семья, жила долго и сама же делала переделки, поэтому у нас нет цели искусственно его возвращать к какой-либо точке. Это реставрация — научная консервация, то есть мы максимально сохраняем все, что осталось от семьи. Они сами перетаскивали мебель по разным этажам. Подиумы под кровати Мельников во время войны пустил на дрова собственными руками. В какой-то момент он съехал из мастерской и сделал себе кабинет в гостиной, а в мастерской творил сын. Таких слоев и этапов бытования в доме очень много, и вмешиваться в них мы не собираемся. Поэтому главное, что мы будем делать, — это возвращать оригинальное колористическое решение. Постараемся вернуть изначальный эффект на уровне стен, а не на уровне обстановки. Например, мы будем менять обои в столовой, которые наклеили во время реставрации в 1990-х, причем новые нам придется печатать на заказ. По картинам Константина и рисункам Виктора мы увидели, что обои были зеленые в белый цветочек, а не бледно-розовые с коричневыми цветочками, которые там сейчас. В спальне останется обстановка Анны Гавриловны, жены Мельникова — в 1952 году она туда переехала, обустроив там свой уют и быт. Но мы постараемся вернуть оригинальный оттенок стен и потолка, который был в 1929 году, под венецианскую штукатурку. Еще мы будем использовать казеиновые краски, которые отражают свет и визуально расширяют пространство. Реставрация также будет сопровождаться дополнительными уточнениями, потому что, пока дом функционировал для посещения, мы не могли, скажем, отодвигать всю эту тяжелую мебель, что повреждает пол, чтобы за каким-нибудь буфетом снять красочную пробу. Так что это будет действительно серьезная научная работа. А самая сложная часть — это, конечно, межэтажные перекрытия, которые будут частично выниматься, наращиваться, вычищаться, и потом эти балки будут устанавливать на место.
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
«МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF»
5 октября 2022 года – 23 января 2023 года