Фасады доходного дома с чайным магазином торгового дома «Д. и А.Расторгуевы», который москвичи уже больше столетия называют Домом с атлантами, освобождены от реставрационного баннера и лесов. Зданию, еще в 2016 году покрытому грязью, граффити и кусками осыпавшейся штукатурки, возвращено все то великолепие, на какое способен псевдоренессанс конца XIX века. Интерьеры также реконструированы, им возвращено былое назначение — быть дорогими квартирами. «Это необыкновенный памятник архитектуры, — сказал глава столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Реставраторы сохранили все уникальные архитектурные элементы, задуманные архитектором и дошедшие до наших дней».
Дом был спроектирован Василием Карнеевым в 1882 году. Этот академик архитектуры много строил в Москве, ему также принадлежит авторство проекта склада чаеторговца Алексея Расторгуева в Подколокольном переулке. На Солянке архитектор построил для этого преуспевающего купца доходный малоквартирный (по две квартиры на этаж — элитный, как сказали бы современные застройщики) дом с самым современным техническим оснащением, включая лифт. Внизу находилось помещение магазина, перекрытое железобетонными сводами «по типу Монье», наверх к квартирам вела роскошная лестница. Фасад украшали четыре мощные полуфигуры атлантов.
В 1909 году здание перешло к миллионеру-сахарозаводчику и покровителю искусств Павлу Харитоненко. После революции бывшие доходные квартиры переделали в коммунальные. В 1927 году дом был передан учреждениям здравоохранения и до начала 2000-х находился в распоряжении Минздрава. Дальнейшие смены собственников и застройщиков привели здание (в 2004 году ему был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия) к состоянию почти руины. В мае 2018-го состоялся аукцион, и по его результатам определился новый собственник памятника — «ВМС Девелопмент», сразу начавший восстановительные работы.
«Общее состояние отделки фасадов и интерьеров на момент первоначального обследования было неудовлетворительным. Объект был отключен от инженерных сетей, частично утратил окна и двери и постепенно разрушался, — рассказала Марина Селиверстова, главный архитектор проекта. — Наружный декор фасада: фигуры атлантов, филенки с лепниной, фриз венчающего карниза с лепными кронштейнами и масками львов — сохранился, но имел многочисленные утраты». Фигуры атлантов, первоначально выполненные из гипса на металлическом каркасе, много раз покрывали ремонтными слоями штукатурки и побелки, которые к нашему времени потрескались и осыпались; скульптуры были замазаны краской и заклеены объявлениями. «Все имевшиеся трещины и швы на фигурах были расшиты для дальнейшего заливания новым гипсовым составом, была проведена лепка недостающих элементов. Технологом-реставратором было рекомендовано финишное покрытие краской на силикатной основе», — говорит Марина Селиверстова.
К сожалению, чертежи фасадов в архивах не обнаружились, поэтому пришлось опираться только на фотографии первой половины ХХ века. Но на них, например, не определялся рисунок декора кронштейнов четырех маленьких балконов на главном фасаде, и в итоге его выполнили по аналогии с другими зданиями того времени в Москве и Петербурге.
«Монограмма картуша центрального фронтона-аттика также была полностью утрачена, — рассказала главный архитектор проекта. — Для того чтобы воссоздать исторический вид фамильного картуша, я обращалась к Юлии Александровне Расторгуевой, потомку рода Расторгуевых. К сожалению, архивных фотографий у нее не оказалось. С ее слов, картуш в 1970–1980-е годы уже находился в плачевном состоянии. Было принято решение выполнить монограмму по начальной букве „Р“ фамилии основателя доходного дома».
Планировка интерьеров дошла до нас только на уровне несущих стен: слишком уж много приспособлений пережил дом. Хорошо сохранилась парадная лестница: архитектурный декор дверных проемов и десюдепортов, несколько дверей, по образцу которых воссоздали остальные (а также по просьбе заказчика и внутриквартирные двери). Парадный вестибюль был отделан деревянными панелями, они тоже сохранились, хотя и не подлежали восстановлению. По их образцу воссоздали деревянную обшивку полностью. Металлическое лестничное ограждение было срезано, остался лишь один чугунный фигурный столбик. По нему и по архивным фотографиям выполнили рабочие чертежи и воссоздали лестничный декор.
Полностью дом будет сдан в начале 2023 года. Говорят, что помещения первого этажа уже разобраны арендаторами.