18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

От мечты о свободном теле — к вершинам телесного низа

Вали Экспорт. «Тату II». 1972. Фото: Courtesy of Richard Saltoun Gallery
Вали Экспорт. «Тату II». 1972.
Фото: Courtesy of Richard Saltoun Gallery
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Художественная культура ХХ века во многом подпитывалась идеями сексуального раскрепощения. Оливия Лэнг в книге «Тело каждого» рассматривает затейливую, но непреложную связь между либерализмом и телесной свободой

У британской писательницы и арт-критика Оливии Лэнг в образовательном анамнезе — незавершенная учеба в Университете Сассекса по специальности «английский язык и литература», а также диплом по фитотерапии. Поработав с лечебными травами, Лэнг устроилась литературным обозревателем в старейшую британскую газету Observer, распространила исследовательские интересы на изобразительное искусство и кино, стала автором Guardian, Frieze и New Statesman. За последние десять лет она написала полдюжины книг (почти все они переведены на русский издательством Ad Marginem), получила несколько премий и влилась в ряды Королевского литературного общества.

Лэнг О. Тело каждого. Книга о свободе / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 280 с.
Лэнг О. Тело каждого. Книга о свободе / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. 280 с.

«Тело каждого. Книга о свободе» представляет собой своевольную философскую эссеистику, в которой новости из газет чередуются с жизнеописаниями известных людей, автобиографические флешбэки (они найдут отклик у многих женщин вне зависимости от места жительства, особенно если их молодость пришлась на 1990–2000-е) сменяются рецензиями на книги, погружение в исторические события XVII–XX веков соседствует с разбором музыкальных клипов и перформансов.

Под одной обложкой Оливия Лэнг сплавляет самый разный материал. Читать ее нескучно, ее физиологический ракурс (следствие, очевидно, медицинского опыта) бодрит, но пестрый микс мешает уловить суть.

Если все-таки попытаться определить главное, то Лэнг прослеживает связь между либеральным устройством общества (той самой свободой) и телесными образами.

Легко написать, что все мы — культурно, ментально и физически — разные и призвать к терпимости. Но, как замечает автор, «в людях и правда есть что-то атавистичное: неукротимая жажда насилия, инстинктивное желание разделять „нас“ и „их“, возводить стены между правильными и неправильными телами, зацикливаться на чистоте, дегенерации, смешении рас и загрязнении. И все же мечта о свободном теле не умирает».

Оливия Лэнг разбирает биографии борцов за телесную и прочую свободу, но, если вы ждете историй в духе Рэмбо или Лары Крофт, когда хороший герой побеждает всех злодеев, вы будете разочарованы. Смягчение общественных нравов — процесс противоречивый. Например, в либеральной Германии времен Веймарской республики, где в 1919-м сексолог Магнус Хиршфельд учредил Институт сексуальных наук, весьма популярна была евгеника. «Что сейчас кажется совершенно поразительным, — пишет Лэнг, — так это количество участников движения за сексуальное освобождение, которые соглашались с той или иной евгенической программой». И тот же защитник гомосексуалистов Хиршфельд одновременно выступал за расовую чистоту.

Вали Экспорт. «Тату II». 1972. Фото: Courtesy of Richard Saltoun Gallery
Вали Экспорт. «Тату II». 1972.
Фото: Courtesy of Richard Saltoun Gallery

Беспримесно положительных героев в книге нет. Любая борьба, даже на стороне светлых идеалов, портит характер. Как случилось с любимым учеником Зигмунда Фрейда, немецким психоаналитиком Вильгельмом Райхом. На протяжении книги Лэнг возвращается к нему снова и снова. Человек, столько сделавший для сексуального просвещения масс, ратовавший за доступные разводы и контроль рождаемости, придумавший сам термин «сексуальная революция» (и еще термин «броня характера» — про зажимы и психологические травмы, ведущие к бесчувственности и реальным болезням), в 40 лет убежал от европейского фашизма в США и пересмотрел свои научные взгляды. Он придумал исцеляющую жизненную энергию «оргон» и улавливал ее с помощью железных ящиков — оргонных аккумуляторов, в которые сажал пациентов. Власти США потратили $2 млн, чтобы разоблачить шарлатанство и упечь его в тюрьму. По иронии судьбы борец за свободу умер в возрасте 60 лет в ситуации абсолютных контроля и насилия. Однако сегодня ранние, дооргонные теории Райха очень популярны.

Прелесть текстов Лэнг — в дихотомии: на каждый аргумент приводится противоположный довод.

Например, как примирить «пиршество зверских фантазий маркиза де Сада», которому на протяжении 200 лет сочувствовали интеллектуалы, от Шарля Бодлера до Ролана Барта, говорившие, что все эти «преступления существуют только на бумаге, что они заключены в бескровную область воображения», — так вот, как примирить это с борьбой женщин против сексуального насилия? Для Андреа Дворкин (1946–2005), исступленной феминистки, де Сад — женоненавистник и садист и ему нет оправданий. Кажется, сегодня вторая версия побеждает первую.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+