18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музеи Кремля планируют показать выставку про фальсификацию материальной истории

Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек. Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС
Так называемый трон царя Ивана IV Грозного, на самом деле изготовленный позднее и, возможно, для Марины Мнишек.
Фото: Валентин Черединцев /Фотохроника ТАСС

Музеи Московского Кремля переверстали выставочные планы и готовятся к открытию своего нового пространства в Средних торговых рядах на Красной площади

Как рассказала директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, им, как и другим коллегам-музейщикам, пришлось менять выставочные планы и готовить новые проекты в связи с изменившейся геополитической обстановкой. «Планы на 2023 год нам пришлось срочно менять», — сообщила Гагарина на пресс-конференции. В итоге музей подготовил две выставки, которые связаны с российской историей.

«Одна из них посвящена русским святым воинам, заступникам государей. Это выставка, которую мы делали для Ватикана и которую решили показать сейчас», — пояснила Гагарина.

Вторая готовящаяся выставка называется «Легендарные реликвии Оружейной палаты». Она повествует о том, как русская монархия за неимением подлинных исторических артефактов романтизировала происхождение хранящихся в казне реликвий и приписывала их важным историческим фигурам. Первая волна такого «пиара» связана с эпохой Софьи Палеолог, когда, благодаря женитьбе Ивана III на византийской царевне, Москва стала «Третьим Римом», центром мирового православия. В этот период был создан ряд легенд, поддерживающих политическую и теологическую преемственность Руси от Византии, и множество предметов «приобрели» историю, прослеживающую их создание и принадлежность ключевым историческим личностям. Вторая волна подобных фальсификаций пришлась на XIX век со всплеском интереса к древней российской истории. Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать. «Мы объясним, с какой целью одни вещи выдавались за другие, как и почему это делалось», — отметила Елена Гагарина.

Ближайшим проектом в Музеях Кремля станет историческая выставка «К 100-летию образования СССР: Чичерин и советская дипломатия» (с 7 октября 2022 года по 8 января 2023 года), рассказывающая о том, как глава внешнеполитического ведомства выводил молодое советское государство на международную арену. В числе экспонатов — идеально сохранившаяся красноармейская военная форма Георгия Чичерина, подарки зарубежных делегаций, агитфарфор, живопись и графика.

Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891. Фото: Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Фирма Карла Фаберже. 1891.
Фото: Музеи Московского Кремля

Что касается регионов, то ближайший проект — выставка «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков» — откроется в челябинском Государственном историческом музее Южного Урала (с 19 октября 2022 года по 15 января 2023 года). «Мы начинаем ее с изделий фирмы Фаберже и ювелиров, которые работали в то же время, и заканчиваем произведениями современного ювелирного искусства, — сказала Елена Гагарина. — Это очень большая выставка, примерно 400 предметов».

В сентябре 2023 года в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова пройдет выставка «Александр II: Освободитель и реформатор», посвященная деятельности этого императора. В это же время во Владивостоке Музеи Московского Кремля планируют показать выставку «Покорители морей и дары океанов». Проект расскажет о том, как люди разных эпох изображали покорение водных пространств. Самые ранние экспонаты — немецкие кубки XVII века с морскими божествами. Выставка представит также многие аспекты жизни моряков и закончится повествованием о знаменитом путешествии на Восток цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, в которое он отправился на яхте «Память Азова». В память о нем фирма Фаберже создала одноименное яйцо, которое также собираются представить в экспозиции.

Не так давно на выставке «Фаберже. От романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта в Лондоне гастролировали три других яйца из коллекции Музеев Московского Кремля. Однако сейчас речи о межмузейных обменах идти не может. Во-первых, как напомнила Елена Гагарина, Министерство культуры РФ наложило запрет на вывоз музейных экспонатов из страны сроком на один год (он истекает в марте 2023-го). Во-вторых, прекращено сотрудничество с так называемыми недружественными странами. Поэтому, когда станет возможно (предположительно, в будущем году), контакты насчет совместных выставок могут возобновиться с музеями Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru
Проектное решение нового пространства Музеев Московского Кремля в Средних рядах. Рендер: mos.ru

Текущая ситуация сказывается и на уже запущенных проектах, в частности строительстве нового музейного пространства в Средних торговых рядах. Само оно идет по плану, и завершить его рассчитывают к концу 2023 года. Однако, как констатировала директор Музеев Кремля, «количество препятствий с каждым днем возрастает». «У нас большая проблема с витринами, которые необходимы для того, чтобы мы могли закончить интерьеры нашего здания и подготовить их к приему экспонатов. Поскольку витрины изготавливались в Великобритании, эту работу довольно сложно продолжать. Мы взяли небольшую паузу и сейчас решаем, каким образом этот процесс будет происходить дальше», — рассказала она. Как сообщалось ранее, открыть здание планируется в 2025 году.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+