18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возвращение импресарио: Дягилев в Третьяковке

Наталия Гончарова. «Композиция с лошадями и птицами-сиринами». Эскиз занавеса к балету «Свадебка» на музыку И. Стравинского. Неосуществленный вариант. Фрагмент. Фото: ГТГ
Наталия Гончарова. «Композиция с лошадями и птицами-сиринами». Эскиз занавеса к балету «Свадебка» на музыку И. Стравинского. Неосуществленный вариант. Фрагмент.
Фото: ГТГ
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Третьяковская галерея к юбилею Сергея Дягилева подготовила зрелищную выставку, а в будущем планирует открыть именной зал великого антрепренера и куратора

Выставка приурочена к 150-летию Сергея Дягилева и предваряет создание посвященного ему зала в постоянной экспозиции, который Третьяковка планирует открыть после реконструкции здания на Крымском Валу. Ранее в этом году на открытии традиционного фестиваля Vivarte, который Третьяковка ежегодно проводит вместе с фондом U-Art меценатов Тамаза и Иветы Манашеровых, была представлена премьера музыкального спектакля «Дягилев», поставленного режиссером Павлом Сеплярским по пьесе Марии Дружининой. В основу спектакля положен обширный исследовательский материал, собранный автором за 20 лет: дневники, письма, воспоминания Льва Бакста, Александра Бенуа, Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева, Валентина Нувеля, Константина Сомова и Дмитрия Философова. Сюжет не только следует за перипетиями их личных взаимоотношений, но и описывает обстоятельства издания первых номеров журнала «Мир искусства», зарождения одноименного художественного объединения, а также начала карьеры Дягилева как будущего блестящего импресарио. Хотя более всего Дягилев известен как балетный антрепренер, организатор прогремевших на весь мир «Русских сезонов» в Париже, он также сыграл немалую роль как художественный критик, стоявший у истоков журнала «Мир искусства» (как и одноименного художественного объединения), и как куратор выставок, в том числе знаменитой экспозиции русского портрета XVIII–XIX веков в Таврическом дворце в 1905 году, которая стала откровением для публики и послужила импульсом к систематическому исследованию особенностей национальной школы живописи.

Афиша-программа выступлений «Русских балетов С. Дягилева» в театре Опера. 1927. Фото: ГТГ
Афиша-программа выступлений «Русских балетов С. Дягилева» в театре Опера. 1927.
Фото: ГТГ

Как это формулирует директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в издании, подготовленном специально к выставке, в 2009 году состоялась своеобразная премьера, когда музей совместно с Фондом культуры «Екатерина» подготовил большой выставочный проект с участием мировых музеев к 100-летию «Русского балета Сергея Дягилева». Еще спустя десять лет началась длительная и полная сложностей работа по приобретению коллекции костюмов к спектаклям «Русского балета» и знаменитого занавеса Николая Рериха к «Половецким пляскам» у Ольги и Айвора Мазур (их собрание в том же 2009-м показывали на выставке в московском Музее декоративно-прикладного искусства). Найти спонсоров, существенно снизить цену, которая вначале составляла £1 млн (итоговая сумма сделки музеем не называется), выстроить логистику и, наконец, вывезти огромный занавес размером 10 на 22 м в августе 2021 года — все это сначала казалось авантюрой, сопоставимой с замыслами самого Сергея Дягилева, но в конце концов задуманное удалось реализовать.

Бронислава Нижинская в роли Кикиморы. Балет «Русские сказки» на музыку А. Лядова. Сценография Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Фото: The Art Newspaper Russia
Бронислава Нижинская в роли Кикиморы. Балет «Русские сказки» на музыку А. Лядова. Сценография Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой.
Фото: The Art Newspaper Russia

Нынешняя выставка в каком-то смысле ге­неральная репетиция, где, например, пока не будет занавеса работы Рериха (вернее, панорамной декорации по эскизу Николая Рериха к «Половецким пляскам» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» — той самой, написанной в 1909 году, которой открылся первый парижский балетный сезон труппы Дягилева). Полотну еще предстоит трудоемкая и долгая реставрация.

Кульминацией же станет символическое возвращение Дягилева в Россию через открытие его исследовательского центра с уникальной библиотекой по истории танца, архивными материалами, связанными с событиями и героями дягилевской антрепризы, где будут экспонироваться эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии спектаклей, костюмы по эскизам знаменитых русских и европейских художников и где займет свое место рериховский занавес.

Наталия Гончарова. Эскизы к балету  «Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова. Фото: ГТГ/Юлия Захарова
Наталия Гончарова. Эскизы к балету «Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова.
Фото: ГТГ/Юлия Захарова

Трудно переоценить значение «Русских сезонов» не только для русской, но и для мировой культуры. Они на долгое время превратили русское искусство, балет, музыку во всемирно известный и успешный бренд, оказали прямое влияние на модные тенденции того времени и сложение стиля ар-деко, произвели кардинальную реформу в театральной сфере, заложили основу балета ХХ века, определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня.

Экспозиция, кураторами которой стали Евгения Илюхина и Ирина Шуманова, приглашает зрителей за кулисы «Русских сезонов» и в рабочие процессы антрепризы, в которых были задействованы лучшие танцовщики, хореографы, художники, композиторы и музыканты того времени. Каждый зал посвящен одному или нескольким балетам и открывает публике мир репетиционных залов, декорационных и пошивочных цехов.

Костюмы по эскизам Наталии Гончаровой к балету «Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова. Слева - женский костюм , справа - костюм Звездочета. Фото: Юлия Захарова/ГТГ
Костюмы по эскизам Наталии Гончаровой к балету «Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова. Слева - женский костюм , справа - костюм Звездочета.
Фото: Юлия Захарова/ГТГ

Третьяковская галерея обладает одной из самых впечатляющих коллекций, связанных с «Русским балетом». Еще до последнего приобретения в фондах музея находился уникальный архив Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, а также другие материалы. В экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Сержа Лифаря, Леонида Мясина, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Ирины Бароновой, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Ольги Спесивцевой и других из коллекции Михаила Ларионова. Однако центральное место в экспозиции по праву занимают костюмы к дягилевским балетам, созданные по проектам Льва Бакста, Александра Головина, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. В состав выставки включено 12 уникальных костюмов, более 150 графических произведений, аутентичные фотографии, материалы отдела рукописей и балетной библиотеки Михаила Ларионова. Кроме того, в виртуальном пространстве будет реконструирован неосуществленный балет «Литургия» с костюмами Наталии Гончаровой, показаны работы Ларионова для практически позабытых балетов «Лис» и «Шут».

Государственная Третьяковская галерея
Дягилев. Генеральная репетиция
4 октября 2022 – 12 марта 2023

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+