Выставка приурочена к 150-летию Сергея Дягилева и предваряет создание посвященного ему зала в постоянной экспозиции, который Третьяковка планирует открыть после реконструкции здания на Крымском Валу. Ранее в этом году на открытии традиционного фестиваля Vivarte, который Третьяковка ежегодно проводит вместе с фондом U-Art меценатов Тамаза и Иветы Манашеровых, была представлена премьера музыкального спектакля «Дягилев», поставленного режиссером Павлом Сеплярским по пьесе Марии Дружининой. В основу спектакля положен обширный исследовательский материал, собранный автором за 20 лет: дневники, письма, воспоминания Льва Бакста, Александра Бенуа, Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева, Валентина Нувеля, Константина Сомова и Дмитрия Философова. Сюжет не только следует за перипетиями их личных взаимоотношений, но и описывает обстоятельства издания первых номеров журнала «Мир искусства», зарождения одноименного художественного объединения, а также начала карьеры Дягилева как будущего блестящего импресарио. Хотя более всего Дягилев известен как балетный антрепренер, организатор прогремевших на весь мир «Русских сезонов» в Париже, он также сыграл немалую роль как художественный критик, стоявший у истоков журнала «Мир искусства» (как и одноименного художественного объединения), и как куратор выставок, в том числе знаменитой экспозиции русского портрета XVIII–XIX веков в Таврическом дворце в 1905 году, которая стала откровением для публики и послужила импульсом к систематическому исследованию особенностей национальной школы живописи.
Как это формулирует директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в издании, подготовленном специально к выставке, в 2009 году состоялась своеобразная премьера, когда музей совместно с Фондом культуры «Екатерина» подготовил большой выставочный проект с участием мировых музеев к 100-летию «Русского балета Сергея Дягилева». Еще спустя десять лет началась длительная и полная сложностей работа по приобретению коллекции костюмов к спектаклям «Русского балета» и знаменитого занавеса Николая Рериха к «Половецким пляскам» у Ольги и Айвора Мазур (их собрание в том же 2009-м показывали на выставке в московском Музее декоративно-прикладного искусства). Найти спонсоров, существенно снизить цену, которая вначале составляла £1 млн (итоговая сумма сделки музеем не называется), выстроить логистику и, наконец, вывезти огромный занавес размером 10 на 22 м в августе 2021 года — все это сначала казалось авантюрой, сопоставимой с замыслами самого Сергея Дягилева, но в конце концов задуманное удалось реализовать.
Нынешняя выставка в каком-то смысле генеральная репетиция, где, например, пока не будет занавеса работы Рериха (вернее, панорамной декорации по эскизу Николая Рериха к «Половецким пляскам» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» — той самой, написанной в 1909 году, которой открылся первый парижский балетный сезон труппы Дягилева). Полотну еще предстоит трудоемкая и долгая реставрация.
Кульминацией же станет символическое возвращение Дягилева в Россию через открытие его исследовательского центра с уникальной библиотекой по истории танца, архивными материалами, связанными с событиями и героями дягилевской антрепризы, где будут экспонироваться эскизы костюмов и декораций, аутентичные фотографии спектаклей, костюмы по эскизам знаменитых русских и европейских художников и где займет свое место рериховский занавес.
Трудно переоценить значение «Русских сезонов» не только для русской, но и для мировой культуры. Они на долгое время превратили русское искусство, балет, музыку во всемирно известный и успешный бренд, оказали прямое влияние на модные тенденции того времени и сложение стиля ар-деко, произвели кардинальную реформу в театральной сфере, заложили основу балета ХХ века, определили принципы оформления спектаклей, актуальные и сегодня.
Экспозиция, кураторами которой стали Евгения Илюхина и Ирина Шуманова, приглашает зрителей за кулисы «Русских сезонов» и в рабочие процессы антрепризы, в которых были задействованы лучшие танцовщики, хореографы, художники, композиторы и музыканты того времени. Каждый зал посвящен одному или нескольким балетам и открывает публике мир репетиционных залов, декорационных и пошивочных цехов.
Третьяковская галерея обладает одной из самых впечатляющих коллекций, связанных с «Русским балетом». Еще до последнего приобретения в фондах музея находился уникальный архив Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, а также другие материалы. В экспозиции представлены эскизы костюмов и декораций, фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Сержа Лифаря, Леонида Мясина, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Ирины Бароновой, Тамары Карсавиной, Анны Павловой, Ольги Спесивцевой и других из коллекции Михаила Ларионова. Однако центральное место в экспозиции по праву занимают костюмы к дягилевским балетам, созданные по проектам Льва Бакста, Александра Головина, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. В состав выставки включено 12 уникальных костюмов, более 150 графических произведений, аутентичные фотографии, материалы отдела рукописей и балетной библиотеки Михаила Ларионова. Кроме того, в виртуальном пространстве будет реконструирован неосуществленный балет «Литургия» с костюмами Наталии Гончаровой, показаны работы Ларионова для практически позабытых балетов «Лис» и «Шут».
Государственная Третьяковская галерея
Дягилев. Генеральная репетиция
4 октября 2022 – 12 марта 2023