Прославленные картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1863), «Завтрак на траве» (1863) и «Бар в „Фоли-Бержер“» (1882) будто открывают окно, ведущее в импрессионистические сцены повседневной жизни Парижа и его окрестностей. Нередко герои Мане смотрят прямо в глаза зрителю, словно приглашая присоединиться к изображенной сцене, отчего возникает эффект присутствия.
«Голова собаки» («Боб») (эстимейт $400–600 тыс.) обладает таким же завораживающим свойством, но в этом случае вместо того, чтобы присоединиться к пикнику или к посетителям шумного кафе, появляется желание протянуть руку и потрепать собаку за ухом. Портрет Боба написан около 1876 года по заказу оперного певца и коллекционера Жан-Батиста Фора. Фор собрал целых 67 работ Мане (помимо произведений его коллег-импрессионистов, в числе которых были Эдгар Дега, Клод Моне и Камиль Писсарро) и был одним из его покровителей.
Время от времени Мане писал портреты друзей, в том числе Фора, а «Голова собаки» («Боб») служит одним из немногочисленных примеров распространения этой практики на их питомцев. Мазки нанесены в смелой импрессионистической манере, и создается ощущение, будто Боб виляет хвостом в нетерпеливом ожидании игры или лакомства. Его кличка написана тонкими красными мазками в правом верхнем углу небольшого полотна, а ниже расположена подпись художника — красная буква «М».
Эти портреты питомцев — большая редкость. В каталоге-резоне Мане упоминается всего восемь таких работ, и две из них представят 20 октября на аукционе коллекции Энн и Гордона Гетти: «Голова собаки» («Боб») и «Пес Донки» (1876, эстимейт $300–500 тыс.), принадлежавший граверу Мишелю Манци.
Прежде чем вернуться на рынок, «Боб» проделал тернистый путь. Перед Второй мировой войной он принадлежал Эстелле и Людвигу Каценелленбоген, у которых в Берлине было выдающееся собрание импрессионизма и постимпрессионизма. После развода супругов в 1928 году значительная часть коллекции досталась Эстелле, в том числе «Боб». Однако из-за надвигающейся опасности в 1930-е годы она была вынуждена бежать из страны — сначала в Швейцарию в 1938 году, а двумя годами позже — в США (около 1942 года она жила в Калифорнии и руководила Международной художественной галереей Карла Нирендорфа в Голливуде, владелицей которой стала в 1945 году). Многие из бежавших тогда из Европы были вынуждены расставаться с принадлежавшими им произведениями искусства, чтобы оплатить дорогу или облегчить себе пересечение границ. Согласно провенансу «Боба», он находился в собственности Каценелленбоген приблизительно до марта 1945 года, после чего переходил из рук в руки через галереи и аукционы, пока в 1982 году его не приобрели супруги Гетти. Произведение выставили на продажу после того, как Гетти и наследникам Каценелленбоген удалось заключить соглашение.
«Реституция — сложная, развивающаяся сфера, — говорит президент Christie’s Марк Портер, — и судьба этой картины служит прекрасным примером этого развития и связанных с ним нюансов».
Зачастую реституция произведения искусства оказывается долгой и запутанной процедурой. На протяжении многих лет реституции подлежали только те работы, которые были физически конфискованы или незаконно вывезены представителями нацистских властей. Коллекционеры, которые были вынуждены продать принадлежавшие им произведения, чтобы добраться до безопасного места, не имели права претендовать на то, что когда-то им принадлежало. Но ситуация изменилась в 1998 году после созванной Госдепартаментом США конференции по конфискованному нацистами искусству, по итогам которой были приняты
Вашингтонские принципы. Нынешние владельцы стали сами обращаться к наследникам коллекционеров, чьи произведения искусства были конфискованы нацистами или проданы во время войны в силу обстоятельств, в поисках справедливых и взаимоприемлемых путей возвращения работ законным владельцам без долгих судебных разбирательств.