18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербургской консерватории вернут визуальное звучание

Эскиз здания Санкт-Петербургской консерватории работы В.В.Николя. Фото: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова
Эскиз здания Санкт-Петербургской консерватории работы В.В.Николя.
Фото: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Завершается реставрация украшенных богатым лепным декором фасадов здания, расположенного на Театральной площади, напротив Мариинского театра. Теперь очередь за воссозданием исторических интерьеров консерватории

Здание Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Рим­ского-Корсакова закрыто строительными лесами уже около восьми лет, студенты пока занимаются в других помещениях. За это время неоднократно менялись подрядчики, однако результатом их деятельности стали не укрепление фасада с перекрытиями и замена инженерных сетей, а уголовное дело и многочисленные протечки. Переломным был 2020 год, когда на ситуацию с реставрацией Санкт-Петербургской консерватории обратил внимание лично Владимир Путин и потребовал «заняться этим вопросом и довести его в конце концов до конца».

Уже к началу следующего года был проведен тендер на «реконструкцию и реставрацию, в том числе проектирование объекта», который выиграло московское АО «Политехстрой». С этого момента все работы, от проектирования до ввода в эксплуатацию, выполняются одной организацией. Общая сумма проекта составила, по данным сайта госзакупок, 13,64 млрд руб. Сдача объекта в эксплуатацию после нынешней реконструкции намечена на 2024 год.

Очистка фасадов здания, расположенного на Театральной площади. Фото: АО «Политехстрой»
Очистка фасадов здания, расположенного на Театральной площади.
Фото: АО «Политехстрой»

Здание это занимает особое место на культурной карте города. Первое в России высшее учебное заведение профессионального музыкального образования было основано в 1862 году по инициативе пианиста, композитора и дирижера Антона Рубинштейна. Строение, прежде занимаемое Большим театром, было передано консерватории Александром III в 1889 году, после чего в 1891–1896 годах оно было перестроено по проекту инженера-архитектора Владимира Николя с частичным использованием фундаментов и капитальных стен театра. Комплекс консерватории включал большой и малый залы, административные и учебные помещения, библиотеку и даже домовую церковь.

К масштабной реставрации здания специалисты «Политехстроя», нового подрядчика, приступили осенью 2021 года после проведения необходимых экспертиз и согласований с заказчиком. На первом этапе упор был сделан на восстановление богато украшенных фасадов.

Процесс реставрации. Фото: АО «Политехстрой»
Процесс реставрации.
Фото: АО «Политехстрой»

Несмотря на все злоключения дома, степень сохранности его исторического декора — а это разнообразные скульп­турные композиции, цветочные гирлянды, путти, многочисленные маскароны, медальоны и модульоны, — остается достаточно высокой, около 60%.

Как рассказала архитектор Александра Черногорцева, внутри были устроены реставрационные мастерские, куда перенесли с фасада демонтированные и тщательно промаркированные лепные элементы из гипса и терракоты. Предстояла кропотливая работа по их очистке, догипсовке, мастиковке, укреплению и восполнению утрат. Отсутствующие и пришедшие в негодность детали, а иногда и целые композиции воссоздавались по сохранившимся аналогам либо по чертежам и рисункам. Каждая модель, с которой делались дальнейшие отливки элементов художественно-архитектурного оформления, утверждалась с заказчиком — вплоть до выражения лица бога Нептуна, головы которого украшают один из фасадов. На момент подготовки номера нашей газеты к печати демонтированные элементы декора уже начали возвращать на свои места.

Очистка фасадов здания, расположенного на Театральной площади. Фото: АО «Политехстрой»
Очистка фасадов здания, расположенного на Театральной площади.
Фото: АО «Политехстрой»

Близится к завершению реставрация фасада по улице Декабристов, где после утверждения заказчиком цветового решения приступят к окраске здания. Но оценить первые итоги реставрации удастся не раньше следующего года, ориентировочно весной. Сооруженные утепленные леса — так называемый тепловой контур, позволяющий вести фасадные работы круглогодично, — наверняка простоят и будущей зимой. После освобождения от лесов фасады предстанут во всем великолепии прежнего декора, а также в цвете, максимально приближенном к оригинальному (за точку отсчета планируют взять состояние здания в первом десятилетии ХХ века). Возможно, фасады будут выкрашены в благородный оливковый цвет, а элементы декора будут на один-два тона светлее.

Впереди еще работа по воссозданию исторических интерьеров, а также приспособ­ление здания под нужды современного учебного заведения и концертного зала.

Примечательно, что в ходе реставрации была обнаружена оригинальная роспись домовой церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, сделанная известным историческим живописцем Андреем Рябушкиным (1861—1904). Эту роспись почти 100 лет скрывали слои краски: после революции храм переоборудовали под учебные консерваторские классы. Теперь роспись предстоит отреставрировать и сохранить, утраченные фрагменты живописи будут воссоздаваться по имеющимся эскизам и иконографии.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+