Почти одновременно в Гонконге и на острове Тайвань появились две новые культурные институции, вполне знаковые для Восточной Азии. В июле распахнул двери Гонконгский дворец-музей (HKPM) — огромное выставочное пространство, предназначенное для демонстрации сокровищ Древнего Китая. А в августе в столице Тайваня открылся Тайбэйский центр исполнительских искусств (TPAC), нацеленный на обширную программу международных театральных постановок и междисциплинарных выставок.
Комплекс в Тайбэе, включающий в себя три театра, поддерживается местным департаментом культуры, под крылом которого находится также Музей изящных искусств. «На Тайване много молодых талантов, — говорит директор TPAC Остин Ван. — Очень интересно наблюдать за их творчеством, но пока у нашей молодежи нет возможности проявить себя на международной сцене. Мы станем для них связующим звеном с внешним миром». TPAC уже договорился с Манчестерским международным фестивалем о совместном показе одного спектакля в год.
Спроектированное известной архитектурной студией OMA здание площадью 50 тыс. кв. м возвышается над знаменитым ночным рынком Шилинь. Уже само по себе оно воспринимается как новая достопримечательность Тайбэя. Строительство обошлось в $225 млн, а ежегодные эксплуатационные расходы оценили в $16,8 млн, при этом 92% необходимых средств будет выделять государство. Впрочем, центр намерен через 20 лет сократить финансирование из госбюджета наполовину.
Что касается нового музея в Гонконге, то он стал частью большого государственного проекта — культурного округа Западный Коулун. Здание соседствует с недавно открывшимся Музеем современного искусства M+ и оперным театром Xiqu Centre. Директор HKPM Дейзи Ван сравнивает этот район со Смитсоновским институтом в США: «Это тоже один из самых амбициозных культурных проектов в мире». По ее словам, стратегическое партнерство музея с «Запретным городом» в Пекине — это «особые прочные дружеские отношения, основанные на беспрецедентном обмене лучшими экспонатами». Для начала пекинский музей обещает одолжить на выставки 914 предметов на срок до года, хотя не предоставляет никакой финансовой помощи и не контролирует программу гонконгских выставок. Дейзи Ван подчеркивает: «Мы не филиал Гугуна, мы независимы».
На грант в размере $117 млн от Благотворительного фонда Гонконгского жокей-клуба удалось построить здание HKPM площадью 30 тыс. кв. м, проектированием которого занималась местная фирма Rocco Design Architects. Хотя бюджета на пополнение коллекции не предусмотрено, музей получил пожертвования от частных покровителей, в том числе от Бетти Ло и Кеннета Чу — 946 золотых и серебряных китайских предметов антиквариата из коллекции Mengdiexuan.
Некоммерческий Гонконгский жокей-клуб поддерживает и другие местные культурные инициативы. Среди первых выставок HKPM заявлена экспозиция, посвященная лошадям и скачкам, однако Дейзи Ван уверяет, что желание угодить спонсорам тут ни при чем. «Жокейский клуб в этом плане очень профессиональная и тактичная благотворительная организация», — замечает она. Среди других выставок открытия — «Создание шедевров. Китайская живопись и каллиграфия из Дворца-музея в Пекине» и мультимедийный проект с участием шести гонконгских художников, переосмысляющих искусство «Запретного города». Презентация великой истории имперского Китая является еще одним важным пунктом в повестке HKPM, но Дейзи Ван утверждает, что со стороны Пекина не будет никакого давления. По ее словам, проект не связан с новыми противоречивыми законами, предписывающими единые госстандарты обучения или ориентированное на материк «национальное образование» в гонконгских школах.
Цензура в сфере искусства в Гонконге усилилась после принятия закона о национальной безопасности, который был разработан в 2020 году властями КНР как реакция на городские протесты 2019 года. В результате из экспозиции музея M+ сняли художественные работы с любым упоминанием событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Однако, по словам Дейзи Ван, HKPM заданы довольно узкие рамки. «Мы сосредоточены на традиционном искусстве и культуре, следуя в этом принципам профессионализма и лучшим стандартам», — поясняет она, повторяя, что у музея «сейчас нет никаких проблем» с цензурой.
Об отсутствии цензуры говорит и директор TPAC: «Нет никакого контроля властей над выставками даже в государственных учреждениях». Либерализм, царящий на Тайване, способствовал бурному развитию арт-сцены и культурной жизни, в том числе, по словам Остина Вана, «золотому веку» для театров. «Несмотря на пандемию, творческая энергия не угасла, — уверяет он. — По сравнению с Западом, на Тайване все можно сделать очень легко. Это технологически развитый остров, где нет нехватки в ресурсах и талантах».
В программе дебютного сезона TPAC — совместный проект с художницей Се Чуньте и режиссерами Цай Минляном и Тун Ечоу. Наряду с проектом независимого гонконгского драматурга Ви Люна заявлены художники из Мьянмы, Вьетнама и Новой Зеландии — они участвуют в интерактивной серии IsLand Bar — Ratava. «Мы должны сотрудничать, чтобы создать азиатскую идентичность, понятную остальному миру», — уверен Остин Ван.
Официальное сотрудничество в сфере искусства между Тайванем, Гонконгом и материковым Китаем ослабло с середины 2010-х годов, хотя связи разорваны не окончательно. Яркий тому пример — театральная конференция, организованная Гёте-институтом с участием Тайбэя, Гонконга, Шанхая и Пекина. «С точки зрения Тайбэя, это единственное открытое окно для диалога с материком и Гонконгом», — говорит Остин Ван.