Чемпионат мира по футболу пройдет в Катаре с 21 ноября по 18 декабря 2022 года. Планируется, что его посетят 1,5 млн зрителей. Им будет что посмотреть и помимо футбола.
ФИФА объявила Катар местом проведения чемпионата мира по футболу 2022 года более десятилетия назад — в конце 2010-го. На протяжении последних 12 лет мир зачарованно наблюдал за грандиозным экспериментом по превращению страны не только в спортивный, но и в культурный центр. Правящая династия аль-Тани (ее представителей еще называют ближневосточными Медичи) начала скупать на арт-рынке все: от традиционных исламских произведений искусства до работ современных звезд. Фонд национального благосостояния Катара тратил до $1 млрд в год: $20 млн стоил в 2007-м «Шкафчик для таблеток» (Lullaby Spring) Дэмиена Хёрста, «Белый центр» Марка Ротко в том же 2007-м приобрели за $70 млн, «Игроки в карты» Поля Сезанна в 2012-м обошлись в $250 млн, и почти $300 млн стоила в 2015-м картина Поля Гогена «Когда ты выйдешь замуж?».
В отличие от других стран региона, тех же ОАЭ, Катар не открывает филиалы Лувра или Музея Гуггенхайма, но создает свои оригинальные центры, активно при этом привлекая западных специалистов. Почти так же страстно, как произведения искусства, тут коллекционируют шедевры современной архитектуры. В столице страны Дохе реализовали проекты 11 прицкеровских лауреатов, в том числе Юй Мин Пэй (кит. Бэй Юймин) (Музей исламского искусства, 2008), Арата Исодзаки (Национальный конференц-центр Катара, 2011), Рем Колхас (Национальная библиотека, 2017), Жан Нувель (Национальный музей Катара, 2019), сэр Норман Фостер (стадион «Айконик» в Лусаиле, 2022).
Несколько месяцев назад председатель Музеев Катара шейха аль-Маясса аль-Тани анонсировала создание еще трех музеев. Первый откроется в городе-спутнике Дохи — Лусаиле, где расположен важнейший футбольный стадион страны и где пройдет финал чемпионата.
Лусаил — «город будущего». С 2006 года он возводится по единому плану согласно новейшим урбанистическим концепциям. В Музее ориентального искусства разместится собранная за последние 40 лет гигантская коллекция ближневосточного искусства — от археологических артефактов до произведений XXI века. Авторами проекта выступили швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон. Четырехэтажное здание площадью 52 тыс. кв. м будет включать, помимо выставочных площадей, конференц-зал, библиотеку и учебные помещения. «По мере работы с заказчиком и развития архитектурных идей музей стал больше похож на то, чем пытается быть сам Катар, — платформу для дебатов, а не место для обмена любезностями», — прокомментировал проект де Мёрон. Выставка, посвященная планируемому музею, пройдет в доме основателя Катара — шейха Джассима ибн Мухаммеда ибн Тани.
Выставка Art Mill Museum 2030 в Дохе анонсирует будущий грандиозный арт-центр (аналог московского Дома культуры «ГЭС-2»). Его концепцию разработала куратор Катрин Гренье, в прошлом заместитель директора парижского Центра Помпиду. Архитектура здания — творение чилийца, лауреата Прицкеровской премии Алехандро Аравены и его студии Elemental. Art Mill («Мельница искусства») откроется в стенах бывшей мукомольной фабрики на набережной Корниш и будет включать в себя творческую деревню, где будут развиваться разные практики — от традиционных ремесел до перформансов. Музейное собрание Art Mill состоит из произведений, созданных в разных уголках планеты за последние 200 лет.
Третий запланированный в Катаре музей — автомобильный. Рем Колхас и его бюро ОМА сейчас думают, как переделать под него бывший экспоцентр площадью 30 тыс. кв. м, где в 2011 году проходил первый Катарский автосалон. Выставка, посвященная этому проекту, представлена в Национальном музее Катара.
По количеству заявленных сервисов институция сильно отличается от традиционных музеев: здесь разместятся инновационная лаборатория «Сделано в Катаре», лаборатория безопасности дорожного движения, лаборатория мобильности и устойчивой энергетики, центр поп-культуры Geekdom Qatar, а также симуляторы вождения, детские драйв-зоны, центр реставрации классических автомобилей и центр тюнинга и редизайна.
Главным событием станет открытие в октябре полностью переосмысленного и восстановленного Музея исламского искусства (MIA), спроектированного в 2004 году архитектором, лауреатом Прицкеровской премии Юй Мин Пэем (1917–2019), знаменитым своей стеклянной пирамидой перед Лувром. MIA считается одной из главных достопримечательностей Дохи; теперь музей представит коллекцию в «совершенно новых тематических интерпретациях». Там будет развернута выставка «Багдад. Наслаждение для глаз» о самом влиятельном городе исламского мира, экспонаты на которую предоставили 22 музея, в том числе Лувр, Метрополитен и Музеи Ватикана.
Параллельно пройдут выставки в других музеях и галереях столицы Катара. «Невидимые труды. Терапия сновидений наяву» Софии аль-Марии (р. 1983) покажут в Матхафе, Арабском музее современного искусства. Работая на стыке звукового и видеоперформанса, литературы и документального кино, художница исследует феномен новой культуры Ближнего Востока, то, что сама она называет Gulf Futurism («футуризм Персидского залива»). В 2021 году работы Софии аль-Марии экспонировались в московском «Гараже».
Там же, в Матхафе, представлен Тайсир Батниджи с проектом «Ни одно условие не является постоянным». Художник разработал мультимедийный стиль, включающий рисование, инсталляцию, фотографию, видео и перформанс. В фокусе его художественной рефлексии — «социальная неопределенность и хрупкость исторических повествований».
В Национальном музее Катара разместили огромную иммерсивную видеоинсталляцию швейцарской художницы Пипилотти Рист «Твой мозг для меня, мой мозг для тебя». Видео создано специально по заказу музея, чтобы заполнить его циклопические интерьеры. В погруженном в темноту зале с помощью зеркал и 12 тыс. светодиодных лампочек смоделирована условная картина работы нейронов мозга.
Продолжение получит программа стрит-арта Qatar Creates: к 70 уже выставленным на улицах, площадях и в общественных зданиях произведениям знаменитых современных художников добавится еще 40 работ.