18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футбол — двигатель искусства: Катар открывает новые музеи к чемпионату мира по футболу

Тайсир Батниджи. «Подвешенное время». 2005. Фото: Sfeir-Semler Gallery
Тайсир Батниджи. «Подвешенное время». 2005.
Фото: Sfeir-Semler Gallery
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

В преддверии чемпионата Катар анонсировал обширную культурную программу, в том числе установку объектов паблик-арта от мировых звезд и строительство трех музеев авторства прицкеровских лауреатов: Херцога и де Мерона, Алехандро Аравены и Рема Колхаса

Чемпионат мира по футболу пройдет в Катаре с 21 ноября по 18 декабря 2022 года. Планируется, что его посетят 1,5 млн зрителей. Им будет что посмотреть и помимо футбола.

ФИФА объявила Катар местом проведения чемпионата мира по футболу 2022 года более десятилетия назад — в конце 2010-го. На протяжении последних 12 лет мир зачарованно наблюдал за грандиозным экспериментом по превращению страны не только в спортивный, но и в культурный центр. Правящая династия аль-Тани (ее представителей еще называют ближневосточными Медичи) начала скупать на арт-рынке все: от традиционных исламских произведений искусства до работ современных звезд. Фонд национального благосостояния Катара тратил до $1 млрд в год: $20 млн стоил в 2007-м «Шкафчик для таблеток» (Lullaby Spring) Дэмиена Хёрста, «Белый центр» Марка Ротко в том же 2007-м приобрели за $70 млн, «Игроки в карты» Поля Сезанна в 2012-м обошлись в $250 млн, и почти $300 млн стоила в 2015-м картина Поля Гогена «Когда ты выйдешь замуж?».

В отличие от других стран региона, тех же ОАЭ, Катар не открывает филиалы Лувра или Музея Гуггенхайма, но создает свои оригинальные центры, активно при этом привлекая западных специалистов. Почти так же страстно, как произведения искусства, тут коллекционируют шедевры современной архитектуры. В столице страны Дохе реализовали проекты 11 прицкеровских лауреатов, в том числе Юй Мин Пэй (кит. Бэй Юймин) (Музей исламского искусства, 2008), Арата Исодзаки (Национальный конференц-центр Катара, 2011), Рем Колхас (Национальная библиотека, 2017), Жан Нувель (Национальный музей Катара, 2019), сэр Норман Фостер (стадион «Айконик» в Лусаиле, 2022).

Музей Олимпиады и спорта в Катаре. Фото: QOSM
Музей Олимпиады и спорта в Катаре.
Фото: QOSM

Несколько месяцев назад председатель Музеев Катара шейха аль-Маясса аль-Тани анонсировала создание еще трех музеев. Первый откроется в городе-спутнике Дохи — Лусаиле, где расположен важнейший футбольный стадион страны и где пройдет финал чемпионата.

Лусаил — «город будущего». С 2006 года он возводится по единому плану согласно новейшим урбанистическим концепциям. В Музее ориентального искусства разместится собранная за последние 40 лет гигантская коллекция ближневосточного искусства — от археологических артефактов до произведений XXI века. Авторами проекта выступили швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон. Четырехэтажное здание площадью 52 тыс. кв. м будет включать, помимо выставочных площадей, конференц-зал, библиотеку и учебные помещения. «По мере работы с заказчиком и развития архитектурных идей музей стал больше похож на то, чем пытается быть сам Катар, — платформу для дебатов, а не место для обмена любезностями», — прокомментировал проект де Мёрон. Выставка, посвященная планируемому музею, пройдет в доме основателя Катара — шейха Джассима ибн Мухаммеда ибн Тани.

Проект будущего арт-центра Art Mill Museum. Рендер: Elemental © Qatar Museums
Проект будущего арт-центра Art Mill Museum. Рендер: Elemental © Qatar Museums

Выставка Art Mill Museum 2030 в Дохе анонсирует будущий грандиозный арт-центр (аналог московского Дома культуры «ГЭС-2»). Его концепцию разработала куратор Катрин Гренье, в прошлом заместитель директора парижского Центра Помпиду. Архитектура здания — творение чилийца, лауреата Прицкеровской премии Алехандро Аравены и его студии Elemental. Art Mill («Мельница искусства») откроется в стенах бывшей мукомольной фабрики на набережной Корниш и будет включать в себя творческую деревню, где будут развиваться разные практики — от традиционных ремесел до перформансов. Музейное собрание Art Mill состоит из произведений, созданных в разных уголках планеты за последние 200 лет.

Третий запланированный в Катаре музей — автомобильный. Рем Колхас и его бюро ОМА сейчас думают, как переделать под него бывший экспоцентр площадью 30 тыс. кв. м, где в 2011 году проходил первый Катарский автосалон. Выставка, посвященная этому проекту, представлена в Национальном музее Катара.

По количеству заявленных сервисов институция сильно отличается от традиционных музеев: здесь разместятся инновационная лаборатория «Сделано в Катаре», лаборатория безопасности дорожного движения, лаборатория мобильности и устойчивой энергетики, центр поп-культуры Geekdom Qatar, а также симуляторы вождения, детские драйв-зоны, центр реставрации классических автомобилей и центр тюнинга и редизайна.

Родстер Delahaye (1949) — один из экспонатов будущего автомобильного музея по проекту Рема Колхаса и его бюро OMA. Фото: OMA
Родстер Delahaye (1949) — один из экспонатов будущего автомобильного музея по проекту Рема Колхаса и его бюро OMA.
Фото: OMA

Главным событием станет открытие в октябре полностью переосмысленного и восстановленного Музея исламского искусства (MIA), спроектированного в 2004 году архитектором, лауреатом Прицкеровской премии Юй Мин Пэем (1917–2019), знаменитым своей стеклянной пирамидой перед Лувром. MIA считается одной из главных достопримечательностей Дохи; теперь музей представит коллекцию в «совершенно новых тематических интерпретациях». Там будет развернута выставка «Багдад. Наслаждение для глаз» о самом влиятельном городе исламского мира, экспонаты на которую предоставили 22 музея, в том числе Лувр, Метрополитен и Музеи Ватикана.

Параллельно пройдут выставки в других музеях и галереях столицы Катара. «Невидимые труды. Терапия сновидений наяву» Софии аль-Марии (р. 1983) покажут в Матхафе, Арабском музее современного искусства. Работая на стыке звукового и видеоперформанса, литературы и документального кино, художница исследует феномен новой культуры Ближнего Востока, то, что сама она называет Gulf Futurism («футуризм Персидского залива»). В 2021 году работы Софии аль-Марии экспонировались в московском «Гараже».

Инсталляция Пипилотти Рист в Национальном музее Катара. 2016. Фото: Ali Alanssari
Инсталляция Пипилотти Рист в Национальном музее Катара. 2016.
Фото: Ali Alanssari

Там же, в Матхафе, представлен Тайсир Батниджи с проектом «Ни одно условие не является постоянным». Художник разработал мультимедийный стиль, включающий рисование, инсталляцию, фотографию, видео и перформанс. В фокусе его художественной рефлексии — «социальная неопределенность и хрупкость исторических повествований».

В Национальном музее Катара разместили огромную иммерсивную видеоинсталляцию швейцарской художницы Пипилотти Рист «Твой мозг для меня, мой мозг для тебя». Видео создано специально по заказу музея, чтобы заполнить его циклопические интерьеры. В погруженном в темноту зале с помощью зеркал и 12 тыс. светодиодных лампочек смоделирована условная картина работы нейронов мозга.

Продолжение получит программа стрит-арта Qatar Creates: к 70 уже выставленным на улицах, площадях и в общественных зданиях произведениям знаменитых современных художников добавится еще 40 работ. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+