Средневековая деревянная церковь в Урнесе, у Согне-фьорда в Западной Норвегии — одна из самых завораживающих в истории. Она выделяется уникальностью среди тех, что сохранились на территории страны (их насчитывается около 30). В честь нее назван целый художественный стиль; она обладает статусом объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя мало кто за пределами Скандинавии видел ее воочию: до недавних пор наиболее удобным способом добраться до нее было путешествие на лодке.
К счастью, новая книга «Урнесская ставкирка и ее связи с глобальным романским миром» богата на иллюстрации, среди которых как образцовые фотографии убранства церкви, так и впечатляющие виды с ней на фоне фьорда или заснеженных холмов.
Почему эта ставкирка (скандинавский тип каркасного храма) считается особенной? Не только из-за очевидных архитектурных достоинств здания, но еще и в силу необычайной фантазии, проявленной мастерами при создании резных деревянных панелей, которые можно обнаружить на северной внешней стене. Первоначально они украшали западный фасад церкви, стоявшей на этом месте прежде, и, очевидно, были бережно перенесены на следующую. Исследования показали, что в общей сложности здесь поочередно сменили друг друга четыре церкви.
Истоки нынешней книги восходят к семинару, организованному в Урнесе в 2018 году. В нем приняли участие десять археологов и искусствоведов — не только из Норвегии, но и из Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции. Упомянем, в частности, имена Гриффина Мюррея и Кьяртана Хауглида. Подходы специалистов оказались разнообразны и широки, но все сошлись во мнении, что книга должна быть разделена на три взаимосвязанные части: местоположение Урнеса, церковь XI века и последующая церковь XII века. Повествование начинается с разбора деталей здания, вплоть до мельчайших, а затем анализируется их сходство с элементами других памятников, иногда очень отдаленных географически. Именно поэтому «связи с глобальным романским миром» вынесены в заглавие книги.
Основой для ряда гипотез послужила дендрохронология. Удалось установить, что деревья, использованные для Урнеса III, были срублены зимой 1069–1070 годов и сразу после этого пущены в дело. А вот Урнес IV теперь можно с уверенностью датировать 1131–1132 годами, то есть на три десятилетия раньше, чем предполагалось ранее. Дендрохронология дает феноменальную степень надежности при датировке, что должно повлиять на восприятие широкого круга других памятников и скульптур.