18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Норвежская «спящая красавица»: и целого мира мало

Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
Ставкирка в Урнесе на акварели Йохана Мейера. 1890. National Museum of Art, Architecture and Design
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Деревянный храм, возведенный викингами у отдаленного фьорда, существует в гораздо более широком географическом контексте. Этому контексту, равно как и истории самой церкви в Урнесе, посвящены исследования нескольких ученых из разных стран

Средневековая деревянная церковь в Урнесе, у Согне-фьорда в Западной Норвегии — одна из самых завораживающих в истории. Она выделяется уникальностью среди тех, что сохранились на территории страны (их насчитывается около 30). В честь нее назван целый художественный стиль; она обладает статусом объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя мало кто за пределами Скандинавии видел ее воочию: до недавних пор наиболее удобным способом добраться до нее было путешествие на лодке.

К счастью, новая книга «Урнесская ставкирка и ее связи с глобальным романским миром» богата на иллюстрации, среди которых как образцовые фотографии убранства церкви, так и впечатляющие виды с ней на фоне фьорда или заснеженных холмов.

Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке
Urnes Stave Church and Its Global Romanes que Connections / Kirk Ambrose, Margarete Syrstad Andеs, Griffin Murray, eds. Brepols. 480 с.: 230 цв. и 7 ч/б ил. €165. На английском языке

Почему эта ставкирка (скандинавский тип каркасного храма) считается особенной? Не только из-за очевидных архитектурных достоинств здания, но еще и в силу необычайной фантазии, проявленной мастерами при создании резных деревянных панелей, которые можно обнаружить на северной внешней стене. Первоначально они украшали западный фасад церкви, стоявшей на этом месте прежде, и, очевидно, были бережно перенесены на следующую. Исследования показали, что в общей сложности здесь поочередно сменили друг друга четыре церкви.

Истоки нынешней книги восходят к семинару, организованному в Урнесе в 2018 году. В нем приняли участие десять археологов и искусствоведов — не только из Норвегии, но и из Германии, Ирландии, Нидерландов, США, Франции. Упомянем, в частности, имена Гриффина Мюррея и Кьяртана Хауглида. Подходы специалистов оказались разнообразны и широки, но все сошлись во мнении, что книга должна быть разделена на три взаимосвязанные части: местоположение Урнеса, церковь XI века и последующая церковь XII века. Повествование начинается с разбора деталей здания, вплоть до мельчайших, а затем анализируется их сходство с элементами других памятников, иногда очень отдаленных географически. Именно поэтому «связи с глобальным романским миром» вынесены в заглавие книги.

Церковь в Урнесе. Около 1890 года. Фото: Axel Lindahl
Церковь в Урнесе. Около 1890 года.
Фото: Axel Lindahl

Основой для ряда гипотез послужила дендрохронология. Удалось установить, что деревья, использованные для Урнеса III, были срублены зимой 1069–1070 годов и сразу после этого пущены в дело. А вот Урнес IV теперь можно с уверенностью датировать 1131–1132 годами, то есть на три десятилетия раньше, чем предполагалось ранее. Дендрохронология дает феноменальную степень надежности при датировке, что должно повлиять на восприятие широкого круга других памятников и скульп­тур.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+