18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фабрика авангарда в Иванове выпустила новую партию выставок

«Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове. Фото: Олег Павлов
«Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове.
Фото: Олег Павлов

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» в этом году посвящен Homo faber, то есть человеку-творцу. В программе представлено несколько выставок с современными трактовками идей авангарда

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» проводится в городе Иваново в четвертый раз и продолжает диалог с идеями русского авангарда, заявленный с самого начала, с первого выпуска в 2018 году. Название «Первая фабрика авангарда» отсылает к мощнейшему культурному наследию Иванова как крупного промышленного центра, города, где сохранились и выдающиеся памятники советского конструктивизма, и образцы революционных идей в текстиле и тканях, и очень неплохая коллекция работ художников русского авангарда. Примечательно, что организаторы фестиваля во главе с генеральным продюсером Ириной Голубевой не ограничивают себя рамками изобразительного искусства — фестиваль охватывает и театр, и музыку, и современную хореографию, кино и литературу и проводится на разных площадках.

Одна из них — это железнодорожный вокзал, который после реставрации 2020 года, вернувшей зданию первоначальный конструктивистский облик, стал символом обновления города. Именно сюда приходит скоростная «Ласточка» из Москвы — еще одно новшество, сделавшее Иваново более доступным для туристов. И прямо на вокзале можно увидеть монументальную инсталляцию Дмитрия Каварги «Ивановское вещество».

Фрагмент инсталляции «Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове. Фото: Милена Орлова
Фрагмент инсталляции «Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове.
Фото: Милена Орлова

Художник, известный работами для самых разных пространств, создал выразительную метафору текстильной ДНК города: из облаков серебристой материи по-барочному протягиваются нити, опутывающие вокзальные колонны и как будто стремящиеся обнять зрителя, как щупальца живого существа. Особенно эффектно инсталляция выглядит вечером, когда отбрасывает тени на стены и окна. Впечатление усиливает написанный по мотивам фабричных шумов саундтрек.

Героям текстильного производства посвящена и выставка Кати-Анны Тагути с поэтическим названием «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени» в Музейно-выставочном центре. Художница сделала ремейки знаменитых агитационных ситцев 1920-х годов, органично внедрив в них символы, связанные с космической темой: ракеты и спутники, героев «Звездных войн». Инсталляция из белых полотнищ, воспроизводящих антураж ткацкого цеха, была создана совместно с горожанами, которые приносили фотографии родных, работавших на ивановских фабриках. Фото в кружках, помещенные на эти занавеси, создают «орнамент» из разных человеческих лиц и судеб, каждая из которых, по мысли художницы, вплетена в историческую ткань города.

Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени». Фото: Катя-Анна Тагути
Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени».
Фото: Катя-Анна Тагути

А в здании главного почтамта можно видеть выставку вышивок Саши Браулова. На них изображены здания авангарда, одним из которых был и почтамт, позднее сильно перестроенный.

Центральный арт-проект фестиваля, выставка Homo faber, расположенная в том же Музейно-выставочном центре, была задумана куратором Антонио Джеузой, но доведена до ума уже Алисой Савицкой, куратором студии «Тихая» в Нижнем Новгороде и приглашенным куратором Музея Москвы. В феврале объявили открытый конкурс для художников, готовых соответствовать образу homo faber — человека, который не просто мечтает и фантазирует, но действует практически, строит, проектирует, то есть выступает в той же роли, которую исполняли когда-то конструктивисты. На конкурс было получено 150 заявок, из них Алиса Савицкая отобрала четыре, из четырех городов.

Арт-проект Homo faber в Музейно-выставочном центре. Фото: Варя Гертье
Арт-проект Homo faber в Музейно-выставочном центре.
Фото: Варя Гертье

Валерий и Юлия Казасы (Краснодар) подошли к задаче конструктивно, придумав серию скульптур, напоминающих строительные леса, правда революционного красного цвета. Этот объемный пунктир расчерчивает и держит, как каркас, все пространство выставки, а в совокупности с помещенной в центр черной мягкой формой в виде запятой создает ощущение супрематической композиции — наподобие той картины Казимира Малевича, что висит в местном художественном музее. Кирилл Пискунов (Иваново) монтирует в своих коллажах сцены современной городской жизни с абстрактными образами авангарда — его работы помещены на цилиндрические формы, похожие на афишные тумбы. Сергей Потеряев из Екатеринбурга, города, так же как Иваново, во многом сформированного конструктивистами, предложил в своих видеопроекциях визуальные модификации современных видов Иванова. По-настоящему удивил зрителей Евгений Стрелков из Нижнего Новгорода. Он написал целый трактат о том, как нам обустроить Волгу, оформив его в виде листов книги с иллюстрациями и указаниями, что делать («Обязать местных жителей и приезжих вычерпывать из бочек небесные воды и переправлять на огуречные огороды»). Получилась ироничная и изящная пародия и на бюрократические циркуляры, и на модные идеи экологической реновации.

Вышивка Саши Браулова с Домом Мельникова. Фото: instagram.com/sashabraulov/
Вышивка Саши Браулова с Домом Мельникова.
Фото: instagram.com/sashabraulov/

В Иванове тоже есть река, и про нее давно местными сложена частушка: «Как на Уводи вонючей стоит город наш могучий». Так что планы преобразования тут явно не лишние. Впрочем, процесс уже пошел. Часть набережной с пешеходным Банным мостом, расписанным в прошлом году в рамках фестиваля Мишей Most (творческий псевдоним столичной звезды стрит-арта удачно совпал с объектом) с той же отсылкой к ситцевым набойкам, превратилась в модный променад. В некоторых старых фабричных корпусах появились галереи и арт-пространство «Артерия», где проходят выставки и перформансы; также есть корнер местных дизайнеров одежды. А одно из текстильных производств города вступило в творческий альянс с местным уроженцем, стрит-артистом Max13 (Максим Торопов) и выпустило комплект постельного белья по его эскизам. И этот сувенир тоже вписывается в главную идею фестиваля «Первая фабрика авангарда».

Подробнее о других событиях фестиваля можно узнать на его сайте

Железнодорожный вокзал
Дмитрий Каварга. «Ивановское вещество»

Музейно-выставочный центр
Арт-проект Homo faber
Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени»

Главный почтамт
Саша Браулов. «Вышивая авангард»
До 24 ноября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+