18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фабрика авангарда в Иванове выпустила новую партию выставок

«Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове. Фото: Олег Павлов
«Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове.
Фото: Олег Павлов

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» в этом году посвящен Homo faber, то есть человеку-творцу. В программе представлено несколько выставок с современными трактовками идей авангарда

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» проводится в городе Иваново в четвертый раз и продолжает диалог с идеями русского авангарда, заявленный с самого начала, с первого выпуска в 2018 году. Название «Первая фабрика авангарда» отсылает к мощнейшему культурному наследию Иванова как крупного промышленного центра, города, где сохранились и выдающиеся памятники советского конструктивизма, и образцы революционных идей в текстиле и тканях, и очень неплохая коллекция работ художников русского авангарда. Примечательно, что организаторы фестиваля во главе с генеральным продюсером Ириной Голубевой не ограничивают себя рамками изобразительного искусства — фестиваль охватывает и театр, и музыку, и современную хореографию, кино и литературу и проводится на разных площадках.

Одна из них — это железнодорожный вокзал, который после реставрации 2020 года, вернувшей зданию первоначальный конструктивистский облик, стал символом обновления города. Именно сюда приходит скоростная «Ласточка» из Москвы — еще одно новшество, сделавшее Иваново более доступным для туристов. И прямо на вокзале можно увидеть монументальную инсталляцию Дмитрия Каварги «Ивановское вещество».

Фрагмент инсталляции «Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове. Фото: Милена Орлова
Фрагмент инсталляции «Ивановское вещество» Дмитрия Каварги на вокзале в Иванове.
Фото: Милена Орлова

Художник, известный работами для самых разных пространств, создал выразительную метафору текстильной ДНК города: из облаков серебристой материи по-барочному протягиваются нити, опутывающие вокзальные колонны и как будто стремящиеся обнять зрителя, как щупальца живого существа. Особенно эффектно инсталляция выглядит вечером, когда отбрасывает тени на стены и окна. Впечатление усиливает написанный по мотивам фабричных шумов саундтрек.

Героям текстильного производства посвящена и выставка Кати-Анны Тагути с поэтическим названием «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени» в Музейно-выставочном центре. Художница сделала ремейки знаменитых агитационных ситцев 1920-х годов, органично внедрив в них символы, связанные с космической темой: ракеты и спутники, героев «Звездных войн». Инсталляция из белых полотнищ, воспроизводящих антураж ткацкого цеха, была создана совместно с горожанами, которые приносили фотографии родных, работавших на ивановских фабриках. Фото в кружках, помещенные на эти занавеси, создают «орнамент» из разных человеческих лиц и судеб, каждая из которых, по мысли художницы, вплетена в историческую ткань города.

Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени». Фото: Катя-Анна Тагути
Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени».
Фото: Катя-Анна Тагути

А в здании главного почтамта можно видеть выставку вышивок Саши Браулова. На них изображены здания авангарда, одним из которых был и почтамт, позднее сильно перестроенный.

Центральный арт-проект фестиваля, выставка Homo faber, расположенная в том же Музейно-выставочном центре, была задумана куратором Антонио Джеузой, но доведена до ума уже Алисой Савицкой, куратором студии «Тихая» в Нижнем Новгороде и приглашенным куратором Музея Москвы. В феврале объявили открытый конкурс для художников, готовых соответствовать образу homo faber — человека, который не просто мечтает и фантазирует, но действует практически, строит, проектирует, то есть выступает в той же роли, которую исполняли когда-то конструктивисты. На конкурс было получено 150 заявок, из них Алиса Савицкая отобрала четыре, из четырех городов.

Арт-проект Homo faber в Музейно-выставочном центре. Фото: Варя Гертье
Арт-проект Homo faber в Музейно-выставочном центре.
Фото: Варя Гертье

Валерий и Юлия Казасы (Краснодар) подошли к задаче конструктивно, придумав серию скульптур, напоминающих строительные леса, правда революционного красного цвета. Этот объемный пунктир расчерчивает и держит, как каркас, все пространство выставки, а в совокупности с помещенной в центр черной мягкой формой в виде запятой создает ощущение супрематической композиции — наподобие той картины Казимира Малевича, что висит в местном художественном музее. Кирилл Пискунов (Иваново) монтирует в своих коллажах сцены современной городской жизни с абстрактными образами авангарда — его работы помещены на цилиндрические формы, похожие на афишные тумбы. Сергей Потеряев из Екатеринбурга, города, так же как Иваново, во многом сформированного конструктивистами, предложил в своих видеопроекциях визуальные модификации современных видов Иванова. По-настоящему удивил зрителей Евгений Стрелков из Нижнего Новгорода. Он написал целый трактат о том, как нам обустроить Волгу, оформив его в виде листов книги с иллюстрациями и указаниями, что делать («Обязать местных жителей и приезжих вычерпывать из бочек небесные воды и переправлять на огуречные огороды»). Получилась ироничная и изящная пародия и на бюрократические циркуляры, и на модные идеи экологической реновации.

Вышивка Саши Браулова с Домом Мельникова. Фото: instagram.com/sashabraulov/
Вышивка Саши Браулова с Домом Мельникова.
Фото: instagram.com/sashabraulov/

В Иванове тоже есть река, и про нее давно местными сложена частушка: «Как на Уводи вонючей стоит город наш могучий». Так что планы преобразования тут явно не лишние. Впрочем, процесс уже пошел. Часть набережной с пешеходным Банным мостом, расписанным в прошлом году в рамках фестиваля Мишей Most (творческий псевдоним столичной звезды стрит-арта удачно совпал с объектом) с той же отсылкой к ситцевым набойкам, превратилась в модный променад. В некоторых старых фабричных корпусах появились галереи и арт-пространство «Артерия», где проходят выставки и перформансы; также есть корнер местных дизайнеров одежды. А одно из текстильных производств города вступило в творческий альянс с местным уроженцем, стрит-артистом Max13 (Максим Торопов) и выпустило комплект постельного белья по его эскизам. И этот сувенир тоже вписывается в главную идею фестиваля «Первая фабрика авангарда».

Подробнее о других событиях фестиваля можно узнать на его сайте

Железнодорожный вокзал
Дмитрий Каварга. «Ивановское вещество»

Музейно-выставочный центр
Арт-проект Homo faber
Катя-Анна Тагути. «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени»

Главный почтамт
Саша Браулов. «Вышивая авангард»
До 24 ноября

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+