18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» Ивана Никитина показывают в Русском музее

Иван Никитин. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Иван Никитин. «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Одной из немногих работ художника Петровской эпохи Ивана Никитина окончательно возвращено имя автора. Отреставрированный «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» удостоен отдельной выставки

«Портрету молодого человека в зеленом кафтане» окончательно возвращено имя автора, художника Петровской эпохи Ивана Никитина. Его творчество стало вершиной русской живописи первой половины XVIII века. На сегодня известно более десятка работ мастера, большинство хранится в Государственном Русском музее (вероятно, самая известная из них — «Петр I на смертном ложе»).

Биография Ивана Никитина достойна романа. Сын московского священника, он получил разностороннее образование. Занимался в мастерской у Иоганна Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Томмазо Реди. В 1719 году Никитин вернулся в Петербург, где получил титул «персонных дел мастера», или «гофмалера» — придворного художника, который должен писать портреты монарших особ. В одном из проектов будущей Академии художеств еще при Петре I Никитин намечался на пост ее директора. Однако после смерти императора был арестован в 1732 году по обвинению в антиправительственном заговоре. В течение пяти лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и ссылке навечно в Сибирь. В 1737 году Ивана Никитина вместе с братом Романом отправили в Тобольск. В 1742-м художник был помилован указом императрицы Анны Леопольдовны, но скончался по дороге в Москву.

«Портрет молодого человека» поступил в Русский музей императора Александра III в 1897 году из собрания князя Алексея Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была подтверждена лишь в середине 2010-х годов в результате разностороннего исследования и начатой фундаментальной реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Русского музея Наталье Романовой. В процессе расчистки выяснилось, что авторская живопись, скрытая под слоями поздних записей, вполне сохранна. После их удаления внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу, выявились изысканность цветового решения и выразительность эмоциональной характеристики, свойственной работам Никитина. Есть предположение, что моделью художнику служил другой выдающийся живописец петровского времени, Андрей Матвеев.

Процесс реставрации портрета. Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации портрета.
Фото: Государственный Русский музей

Сейчас работа реставраторов над портретом окончательно завершена, и его показывают в окружении других картин Ивана Никитина в Садовом вестибюле Михайловского дворца. Тут представлены слегка неловкие, «кукольные» ранние портреты царевен Прасковьи Ивановны (1714) и Натальи Алексеевны (1716), яркий и эмоциональный, совершенно итальянский по духу «Портрет напольного гетмана» 1720-х годов и самый последний, едва начатый «Портрет ребенка» (не позднее 8 августа 1732 года).

Государственный Русский музей
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» Ивана Никитина
До 31 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+