Если бы Венеция была не городом, а выставочной площадкой, реставраторы закрыли бы ее как непригодную для экспонирования произведений искусства. Она очень сырая: высокий уровень воды и регулярные наводнения разъедают саму ее ткань. Ветра, дующие с запада и со стороны нефтеперерабатывающих заводов в соседней Маргере, несут сюда загрязняющие вещества из долины реки По, самой индустриальной части Италии. Высокие волны неуклонно учащающихся штормов в Адриатическом море обрушиваются на берег лагуны, наполняя воздух взвесью мельчайших капель, которые превращают серный газ в загрязненной атмосфере в серную кислоту, разъедающую мрамор и бронзу. Растут перепады температуры, которая стремительно опускается с 35 до 16 градусов. Город хронически болен и будет нуждаться в постоянном и все более разностороннем уходе.
Все это касается и надгробия Антонио Кановы (1757–1822) в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, над которым Джованни Джаннелли и его коллеги из реставрационной мастерской «Студио Отторино Нонфармале» работали с 2020 года. Реставрация велась под наблюдением Управления наследием городской агломерации Венеции, Беллуно, Падуи и Тревизо. Результаты представляют 13 октября, к 200-летию смерти Кановы, но Джаннелли подчеркивает, что это незавершенный проект. Вполне вероятно, что из-за неблагоприятных климатических условий работа над ним не завершится никогда.
Финансирование проекта взял на себя британский благотворительный фонд «Венеция в опасности» — отчасти из-за того, что творчество Кановы при жизни очень высоко ценили в Великобритании. Его скульптуры находятся во многих британских собраниях искусства; к тому же после 1814 года он сыграл важнейшую роль как инициатор и посредник возвращения на родину незаконно вывезенных Наполеоном произведений искусства. Правительство Великобритании поддержало его, предоставив два корабельных конвоя, фрегат и денежную субсидию в размере £35 тыс.
После смерти Кановы в Венеции аристократ-искусствовед Леопольдо Чиконьяра объявил сбор средств на возведение надгробия для его сердца (прах скульптора покоится в его родном Поссаньо, а правая рука хранится в Венецианской академии изящных искусств). Пожертвования полились рекой, в особенности от благодарных правителей Испании, Италии, Пруссии и России.
Это произведение представляет собой тройное посвящение Канове. Пирамидальная форма памятника отсылает к его нереализованному проекту гробницы Тициана. Аллегорические статуи для надгробия самого Кановы создали его ученики, а в качестве материала использован белый каррарский мрамор, который он предпочитал всем другим.
И с этим связана первая из проблем, с которыми пришлось столкнуться Джаннелли. Каррарский мрамор особенно подвержен разрушающему воздействию содержащихся в воде солей, которые поднимаются под действием капиллярного эффекта из почвы под каменными плитами, на которых стоит надгробие. Кристаллизуясь при высыхании, соли разрушают мрамор, так что для их выведения понадобилось 13 раз подряд накладывать компрессы деионизированной воды.
Вторая трудность заключалась в том, чтобы устранить последствия предыдущей реставрации, когда акриловую смолу нанесли в слишком высокой концентрации, из-за чего мрамор не мог «дышать», начал набухать и трескаться. Реставраторам пришлось растворять не только слой акрила, но и слой воска. Третьей проблемой были желтые пятна на основании памятника, возникшие из-за ржавчины, которой покрылись железные скобы. Их заменили на скобы из нержавеющей стали, для чего основу пришлось частично демонтировать.
Кроме того, загадочным образом на поверхности некоторых статуй время от времени выступала влага. Только в прошлом году обнаружили, что две забитые водосточные трубы, которые должны были выводить дождевую воду из желобов на крыше в трубопроводы, связанные с каналом, направляют ее прямиком в кирпичную кладку церкви.
По словам Джаннелли, отсутствие культуры технического обслуживания наносит большой урон наследию Италии. Он вспоминает конференцию 1975 года, посвященную реставрации скульптуры на открытом воздухе, на которой великий теоретик реставрации Чезаре Бранди сказал, что каждый проект необходимо дополнять пятилетним планом технического обслуживания, но его слова тогда проигнорировали. Джаннелли приводит в пример мраморные скульптуры на фасаде собора Сан-Марко, над которыми они работают сейчас: в последний раз на этих объектах реставрационно-консервационные работы проводились 36 лет назад.
В протоколе, подписанном «Студио Отторино Нонфармале», настоятелем церкви Фрари и епархиальной курией Венеции, оговаривается техническое обслуживание надгробия Кановы каждые два года. Это важнейший шаг вперед, о котором очень высоко отзывается председатель фонда «Венеция в опасности» Гай Эллиотт. «Мы не можем гарантировать постоянное финансирование, но будем делать все, что в наших силах, чтобы помочь», — говорит он.