18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Надгробие Антонио Кановы встало на вечное «техобслуживание»

Фрагмент фигуры скорбящего ангела, входящей в скульптурную группу надгробия Антонио Кановы. Фото: Joan Porcel
Фрагмент фигуры скорбящего ангела, входящей в скульптурную группу надгробия Антонио Кановы.
Фото: Joan Porcel
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Монумент, под которым хранится сердце скульптора, отреставрирован при поддержке британского благотворительного фонда «Венеция в опасности». Тем не менее этот проект никак нельзя считать завершенным: повторение ряда проблем фактически неизбежно

Если бы Венеция была не городом, а выставочной площадкой, реставраторы закрыли бы ее как непригодную для экспонирования произведений искусства. Она очень сырая: высокий уровень воды и регулярные наводнения разъедают саму ее ткань. Ветра, дующие с запада и со стороны нефтеперерабатывающих заводов в соседней Маргере, несут сюда загрязняющие вещества из долины реки По, самой индустриальной части Италии. Высокие волны неуклонно учащающихся штормов в Адриатическом море обрушиваются на берег лагуны, наполняя воздух взвесью мельчайших капель, которые превращают серный газ в загрязненной атмосфере в серную кислоту, разъедающую мрамор и бронзу. Растут перепады температуры, которая стремительно опускается с 35 до 16 градусов. Город хронически болен и будет нуждаться в постоянном и все более разностороннем уходе.

Все это касается и надгробия Антонио Кановы (1757–1822) в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, над которым Джованни Джаннелли и его коллеги из реставрационной мастерской «Студио Отторино Нонфармале» работали с 2020 года. Реставрация велась под наблюдением Управления наследием городской агломерации Венеции, Беллуно, Падуи и Тревизо. Результаты представляют 13 октября, к 200-летию смерти Кановы, но Джаннелли подчеркивает, что это незавершенный проект. Вполне вероятно, что из-за неблагоприятных климатических условий работа над ним не завершится никогда.

Процесс очистки фигуры скорбящего ангела. Фото: Joan Porcel
Процесс очистки фигуры скорбящего ангела.
Фото: Joan Porcel

Финансирование проекта взял на себя британский благотворительный фонд «Венеция в опасности» — отчасти из-за того, что творчество Кановы при жизни очень высоко ценили в Великобритании. Его скульптуры находятся во многих британских собраниях искусства; к тому же после 1814 года он сыграл важнейшую роль как инициатор и посредник возвращения на родину незаконно вывезенных Наполеоном произведений искусства. Правительство Великобритании поддержало его, предоставив два корабельных конвоя, фрегат и денежную субсидию в размере £35 тыс.

После смерти Кановы в Венеции аристократ-искусствовед Леопольдо Чиконьяра объявил сбор средств на возведение надгробия для его сердца (прах скульптора покоится в его родном Поссаньо, а правая рука хранится в Венецианской академии изящных искусств). Пожертвования полились рекой, в особенности от благодарных правителей Испании, Италии, Пруссии и России.

Это произведение представляет собой тройное посвящение Канове. Пирамидальная форма памятника отсылает к его нереализованному проекту гробницы Тициана. Аллегорические статуи для надгробия самого Кановы создали его ученики, а в качестве материала использован белый каррарский мрамор, который он предпочитал всем другим.

Процесс реставрации надгробия. Фото: Joan Porcel
Процесс реставрации надгробия.
Фото: Joan Porcel

И с этим связана первая из проблем, с которыми пришлось столкнуться Джаннелли. Каррарский мрамор особенно подвержен разрушающему воздействию содержащихся в воде солей, которые поднимаются под действием капиллярного эффекта из почвы под каменными плитами, на которых стоит надгробие. Кристаллизуясь при высыхании, соли разрушают мрамор, так что для их выведения понадобилось 13 раз подряд накладывать компрессы деионизированной воды.

Вторая трудность заключалась в том, чтобы устранить последствия предыдущей реставрации, когда акриловую смолу нанесли в слишком высокой концентрации, из-за чего мрамор не мог «дышать», начал набухать и трескаться. Реставраторам пришлось растворять не только слой акрила, но и слой воска. Третьей проблемой были желтые пятна на основании памятника, возникшие из-за ржавчины, которой покрылись железные скобы. Их заменили на скобы из нержавеющей стали, для чего основу пришлось частично демонтировать.

Кроме того, загадочным образом на поверхности некоторых статуй время от времени выступала влага. Только в прошлом году обнаружили, что две забитые водосточные трубы, которые должны были выводить дождевую воду из желобов на крыше в трубопроводы, связанные с каналом, направляют ее прямиком в кирпичную кладку церкви.

По словам Джаннелли, отсутствие культуры технического обслуживания наносит большой урон наследию Италии. Он вспоминает конференцию 1975 года, посвященную реставрации скульптуры на открытом воздухе, на которой великий теоретик реставрации Чезаре Бранди сказал, что каждый проект необходимо дополнять пятилетним планом технического обслуживания, но его слова тогда проигнорировали. Джаннелли приводит в пример мраморные скульптуры на фасаде собора Сан-Марко, над которыми они работают сейчас: в последний раз на этих объектах реставрационно-консервационные работы проводились 36 лет назад.

Процесс реставрации надгробия. Фото: Joan Porcel
Процесс реставрации надгробия.
Фото: Joan Porcel

В протоколе, подписанном «Студио Отторино Нонфармале», настоятелем церкви Фрари и епархиальной курией Венеции, оговаривается техническое обслуживание надгробия Кановы каждые два года. Это важнейший шаг вперед, о котором очень высоко отзывается председатель фонда «Венеция в опасности» Гай Эллиотт. «Мы не можем гарантировать постоянное финансирование, но будем делать все, что в наших силах, чтобы помочь», — говорит он. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+