18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наталию Гончарову изучают в Нижнем Новгороде

Наталия Гончарова. «Золотой петушок». Опера-балет на музыку Н.А.Римского-Корсакова, постановка М.М.Фокина. Эскиз декорации. Третий акт. 1914. Фрагмент. Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Наталия Гончарова. «Золотой петушок». Опера-балет на музыку Н.А.Римского-Корсакова, постановка М.М.Фокина. Эскиз декорации. Третий акт. 1914. Фрагмент.
Фото: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Выставка в Нижегородском художественном музее — самая широкая презентация амазонки авангарда из когда-либо случавшихся в российских регионах: на нее собрали 55 произведений, по которым зритель может проследить весь спектр ее стилистических исканий

Наталия Гончарова — такой замечательный художник, что ее выставок никогда не бывает много. Тем более что со времени большой ретроспективы в Государственной Третьяковской галерее прошло уже девять лет. Нынешняя выставка в Нижнем Новгороде — самая широкая презентация мастера из когда-либо случавшихся в российских регионах: на нее собрали 55 произведений, по которым зритель может проследить весь спектр ее стилистических исканий — от неопримитивизма, кубизма и лучизма до поздней геометрической абстракции.

Ядро экспозиции составили 12 работ из Третьяковской галереи. Этот музей обладает самой крупной в мире коллекцией Гончаровой и обычно охотно откликается на идеи коллег в регионах. Семь произведений 1900–1910-х годов прибыли из Серпуховского художественного музея, знаменитого как раз превосходным собранием ранних, доэмигрантских, работ. Десять эскизов костюмов и декораций к дягилевским постановкам «Золотой петушок», «Литургия» и «Жар-птица» прислал Государственный театральный музей им. Бахрушина. Знаковые вещи прибыли в Нижний Новгород из Казани, Костромы и Перми. Некоторые музеи поделились работами, которые обычно висят у них в постоянной экспозиции. Проект стал доказательством музейной солидарности и добрососедских отношений между их директорами.

Выставка «Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Наверное, нет необходимости представлять Наталию Гончарову, ярчайшую звезду русского авангарда, супругу и соратницу Михаила Ларионова. Иногда кажется, что в этом творческом союзе ему отводилась роль вдохновителя, теоретика, создателя объединений и организатора выставок, а она была немногословным практиком, невероятно много успевшим за долгую жизнь. О ее пора­зительной работоспособности говорит тот факт, что на первой персональной выставке в Москве в 1913 году она показала более 700 работ, выполненных за три предыдущих года!

В Нижегородском художественном музее экспонируются, помимо прочего, триптих «Богоматерь (с орнаментом)», «Архиерей», «Попугаи», созданные в эмиграции в 1920–1950‑х годах «Портрет Сергея Прокофьева», «Испанки», «Пространство», «Абстрактный букет» и другие работы. Экспозицию дополнили редкие издания 1910–1920-х годов, документы, фотографии, современные альбомы.

Выставка «Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«17 октября 2022 года исполняется 60 лет со дня ухода Наталии Гончаровой из жизни, — прокомментировала событие куратор, научный секретарь НГХМ Ирина Миронова. — Выставка стала данью уважения мастеру, прославившему русское искусство на весь мир».

Нижегородский музей продолжает долгосрочный проект, связанный с историей русского авангарда. Начало было положено в прошлом, юбилейном году выставкой «Кандинский, Малевич и русский авангард. К 100-летию нижегородской коллекции», на которой зрители увидели работы почти 40 авторов. В нынешнем году им предложили выставку одного художника, но в высшей степени выдающегося.  

Нижегородский государственный художественный музей
«Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда»
До 23 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+