Из 350 участников открытого конкурса на ребрендинг Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева только графический дизайнер из Ростова-на-Дону Евгений Вольпов отошел от комбинации в логотипе букв «м» и «а» и выложил козырную «щ», тем самым отдав должное одному из основателей музея Алексею Щусеву, чье 150-летие будет отмечаться в следующем году.
«В условиях конкурса про Щусева не было ни слова, — рассказывает заместитель директора по просветительской деятельности Ксения Смирнова. — Там были запреты — на то, что мы точно не хотели видеть: на капители, фасады с портиками и фронтонами. Нам надо было что-то лаконичное и легко трансформируемое. Участники конкурса обыгрывали имя МУАР, добавляя к нему, например, циркули. И только наш будущий победитель вник в дело глубже, изучил историю и в результате предложил букву „щ“».
«Музей архитектуры давно никто не называет Щусевским, — прокомментировал новый логотип архитектор Сергей Скуратов, — хотя Алексей Викторович был его основателем и первым директором. Может быть, и правильно делать логотип на основе первой буквы его фамилии. Тем более что „щ“ — достаточно редкая и очень неудобная буква для подобных поисков».
Благосклонно отнесся к новому лого и выдающийся книжный дизайнер Михаил Аникст, похвалив «желание передать образ архитектуры через ритм абстрактных элементов».
Единственное, может быть, «но» состоит в том, что с буквы «щ» в Москве начинаются названия еще двух культурных институций — Щукинского и Щепкинского театральных училищ. И если на логотипе «Щепки» значится как раз классический фасад, пусть и без портика, то вот «Щука» своим знаком имеет стилизованную под театральный занавес букву «щ».
Естественно, у двух букв совсем разный характер. Архитектурная «щ» редуцирована до геометрического знака и вызывает ассоциации с колоннами и столбами — строительными элементами. В отличие от старого, сильно вытянутого по горизонтали логотипа, новый лого прекрасно «садится» на любой «мерч», афиши, книги, буклеты и как заставка в соцсетях.
Помимо логотипа, Музей архитектуры сменил и фирменные цвета, отойдя от революционной черно-красно-белой гаммы. Теперь все музейные пространства должны ассоциироваться с определенным цветом. Парадная анфилада усадьбы Талызиных, где сейчас проходит посвященная архитектору Константину Мельникову выставка, — с горчичным (вольные вариации на тему позолоченной деревянной архитектуры), флигель «Руина» — с лососевым (отсылка к цвету кирпича или мрамора), Аптекарский приказ — с голубым (цвет изразцов) и Творческие мастерские музея — с салатовым.
Также Музей архитектуры запустил новый сайт и планирует открыть онлайн-магазин, где можно будет купить книги по истории архитектуры и искусства, музейные сувениры.
В музее отмечают, что сотрудничество с Евгением Вольповым было приятным, спокойным и продуктивным. Хотя победителя выбирали анонимно, не зная о нем ничего, в музее были рады поддержать именно художника из региона и надеются, что этот проект привлечет к нему новых столичных заказчиков.