18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звездные проекты и смотры по разнарядке: выставочные хроники музея на Волхонке

Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона». Подготовка золотой маски Тутанхамона к экспонированию. 1973. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона». Подготовка золотой маски Тутанхамона к экспонированию. 1973.
Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Двухтомник, посвященный выставкам ГМИИ им. А.С.Пушкина за целое столетие, насыщен не только перечнями, но и описаниями событий, давних и не очень. Многие факты из этой летописи воспринимаются сегодня как драматические

Когда-то очереди на выставки в Пушкинский музей называли самыми культурными очередями в СССР. Не без кокетства это писалось и произносилось, конечно, но для советской интеллигенции те показы действительно служили «окном в мир» — в данном случае мир музейный и, шире, художественный. Актуальные арт-процессы оставались, как правило, за рамками гастрольных выставок, зато древнее, классическое и модернистское искусство преподносилось довольно щедро. Иногда — сенсационно, как это было, например, с «Джокондой» Леонардо да Винчи или с сокровищами из гробницы Тутанхамона.

А ведь изначально Иван Цветаев (1847–1913) не предполагал, что в будущем Музее изя­щных искусств на Волхонке начнут проводить временные выставки. Помещения для них даже и архитектурным проектом не предусматривались. Но всего через год с небольшим после смерти основателя музея, в декабре 1914-го, в торжественном Зале русской славы (мы его знаем сейчас как Белый зал) открылась персональная выставка скульптора Анны Голубкиной (1864–1927), получившая сообразное моменту название «В пользу раненых». И действительно, весь доход от нее пошел именно на эти цели, хотя Анна Семеновна и сама крайне нуждалась в средствах. Кстати, по соседству со скульптурной экспозицией, прямо в здании музея, были размещены и военный лазарет, и швейная мастерская для армейских нужд… Вот с того эпизода и пошел отсчет здешних выставок.

Беляева А. Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет. Т. 1. М.: Индрик, 2021. 558 с.: ил. Т. 2. М.: Индрик, 2021. 672 с.
Беляева А. Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет. Т. 1. М.: Индрик, 2021. 558 с.: ил. Т. 2. М.: Индрик, 2021. 672 с.

Связанным с ними хроникам посвящен двухтомный труд искусствоведа Ады Беляевой «Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет». Это фундаментальная летопись, на создание которой автора еще в 2011 году благословила Ирина Антонова (1922–2020), тогда действующий директор ГМИИ. Краткий, по сути перечислительный, вариант летописи был опубликован год спустя, к 100-летию музея, а в нынешних книгах — результаты долгих последующих изысканий.

Если первый том издания содержит слитное историческое повествование, причем богато иллюстрированное, то второй представляет собой аннотированный текстовый каталог всех музейных выставок — их насчитывается около 2 тыс. Здесь собраны справочные материалы. Перечисления авторов и устроителей, названия разделов, краткие характеристики экспонатов — это, разумеется, не те сведения, которые могли бы вызвать ажиотажный интерес у массовой аудитории, но они важны с научной точки зрения. Многие факты, кстати, пришлось устанавливать по разрозненным источникам: всеохватного архива музейных выставок прежде не существовало.

«Сикстинская мадонна» Рафаэля на «Выставке картин Дрезденской галереи». 1955. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Сикстинская мадонна» Рафаэля на «Выставке картин Дрезденской галереи». 1955.
Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина

И по сухим перечням из второго тома, и по увлекательным рассказам из первого очень заметно: «репертуарные» коллизии тесно переплетались с обстоятельствами политической жизни страны. Еще в 1920-е годы музею регулярно навязывали разного рода пропагандистские мероприятия вроде «Антиалкогольной выставки», а после того, как в 1931 году здесь прошел конкурсный показ архитектурных проектов будущего Дворца Советов, идеология начала затмевать буквально все. Сотрудники пытались этому противостоять: в 1932 году устроили персоналку Владимиру Татлину, уже остро критикуемому, а в 1936-м настояли на большом экспозиционном оммаже к юбилею Рембрандта. Собственно, на Рембрандте внеидеологический, сугубо художественный пунктир и оборвался, больше музею ничего подобного делать не позволяли. А в 1949 году здание и вовсе было отдано под «Выставку подарков Сталину», которая тут же начала претендовать на «вечность». Отметим, что этой главе в истории музея — не самой достославной, конечно, — Ада Беляева все равно посвятила подробный рассказ. Летопись так летопись.

Открытие «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В первом ряду (третья слева) — научный сотрудник И.А. Антонова, будущий директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2 мая 1955. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
Открытие «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В первом ряду (третья слева) — научный сотрудник И.А. Антонова, будущий директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2 мая 1955.
Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина

В середине 1950-х в залы на Волхонке все-таки вернулась постоянная музейная экспозиция; публике предъявили шедевры Дрезденской галереи, передаваемые в ГДР, и даже показали сенсационную выставку Пабло Пикассо. А потом настала эпоха Ирины Антоновой — с гастролями из важнейших мировых музеев, с «Москвой — Парижем», «Декабрьскими вечерами» и «Сокровищами Трои». Даже не станем замахиваться на цитирование ярких эпизодов из той поры: слишком много их набирается. Хронологическая линия событий доведена и до директорства Марины Лошак, но только доведена. Надо полагать, тут со временем понадобится следующий летописец — или тот же самый, но с новым прицелом.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+